0
2537
Газета Проза, периодика Интернет-версия

11.09.2014 00:01:00

Не стреляйте в юмориста

Тэги: проза, юмор, лирика, москва


проза, юмор, лирика, москва

Настоящий юморист не только клоун, но и лирик. Вильям Дуйстер. Карнавальные клоуны. 1620. Государственный музей, Берлин

С некоторых пор блестящие авторы раздражают все сильнее и сильнее. Яркие. Амбициозные. Поднимающие самые животрепещущие темы. Выводящие исключительно типичных представителей. Знающие ответы на любой вопрос. С трудом умещающиеся в тесных формах романа, а потому во всю мощь прущие, словно перестоявшее тесто, в окружающий мир из всех медийных щелей.

И самое неприятное в них, самое раздражающее – стремление поучать. То есть учить жить. Как к этому беспомощно пытался подступиться в финале Гоголь. Как этим с блеском владел Толстой. Как низвел к пародии «жанр мессианства» Солженицын. А уж теперь, когда литературоцентризм рухнул под грузом своего величия, куда уж там!..

Геннадий Попов не таков. И его книга рассказов «Здесь жил я» не такова.

книга
Геннадий Попов.
Здесь жил я.

– М.: СВР-Медиапроекты,
2014.
– 288 с.

Да, он говорит от собственного имени. Но это не проповедь. Это лирическая проза, жанр, который нынче встретишь нечасто. Без надрыва, без натурализма, без сюжетных украшательств. Но в широком интонационном диапазоне, который и придает этой книге рассказов движение. Мягкая ирония, легкая грусть, усмешка, печаль, сожаление, радость, осуждение, но отнюдь не прокурорского характера, подтрунивание, и прежде всего над самим собой...

И вот этот момент изумляет, когда вдруг узнаешь, кто таков Геннадий Попов. Он – профессиональный юморист. Ну, точнее – писатель-юморист, поскольку просто «юморист» без приставки «писатель» нынче звучит почти ругательно.

Профессия Попова предполагает фильтрацию всего многообразия жизненных явлений с целью выделения забавного компонента. И эта выделенная составляющая реальной жизни сгущается и концентрируется до такой консистенции, которая способна вызвать смех, ну, или на худой конец – улыбку. Продукт поставляется на рынок в виде скетчей, юморесок, реприз, сценариев роликов и корпоративных праздников.

И в этом качестве Геннадий Попов широкой публике неизвестен. И это очень полезно для правильного восприятия его книги. В противном случае он мог бы уподобиться профессору, герою анекдота, который читал лекцию о тайнах мироздания в аудитории, где было объявлено выступление комика. Читал под раскаты смеха.

Собственно, этот анекдот имеет вполне конкретные проекции на реальную жизнь. И один из таких примеров нам являет Аркадий Михайлович Арканов, классик жанра. Мало кто знает, что у матерого юмориста есть очень тонкие лирические рассказы, где он не стремится смешить читателя, а воздействует на совсем иные струны души. Но дай эти рассказы «широкому читателю» и укажи их автора – читатель лишь пожмет плечами и скажет, что мастер тут явно недотянул, дал петуха. Смешно, конечно, но не так, как хотелось бы, как он умеет.

А вот взяв в руки книгу «Здесь жил я», мы не знаем, как умеет ее автор. И читаем ее с чистого листа. И это хорошо для автора. А также для читателя, который не станет сожалеть о впустую потраченных деньгах, поскольку его как следует не развеселили.

Это, так сказать, о форме.

Что же касается содержания, то оно незатейливо. Как нас о том и уведомляет в предисловии сам автор. Это набор случаев из жизни, где не кипят роковые страсти, не сражаются, высекая искры, добро и зло, где нет подвигов духа, не решаются вопросы жизни и смерти, не спасается отечество, которое перманентно в опасности.

Книга наполнена повседневной жизнью, в проходных мелочах которой автор находит неизъяснимую прелесть. И делится ею с читателем. Книга биографична. В ней укладывается изрядный временной промежуток, лет сорок, никак не меньше. От момента, когда отец напутствует молодого человека, направляющегося из Сибири в Москву (примерно как в «Капитанской дочке»). До сдачи рукописи в издательство.

А между этими двумя крайними событиями – истории общения с друзьями, с близкими, с товарищами по цеху (среди которых Владимир Вишневский, Игорь Иртеньев, Вадим Жук, Клара Новикова), со случайными встречными и людьми при исполнении, работа в редакции передачи «С добрым утром» и в проектном институте, роковой опыт выступления на стадионе перед многотысячной аудиторией и тяжелые уроки постижения грузинского гостеприимства, и многое, многое другое, из чего складывается человеческая жизнь.

Есть рассказы, можно сказать, щемящие. Как телефонный разговор с мамой. Или история о том, как герой повествования, засидевшись в гостях, наговорил на свой автоответчик гневный монолог своей бывшей жены. Вернувшись в пустой дом и прослушав утром запись, ощутил, как жилище отчасти наполнилось «неким семейным уютом»...

А есть рассказы смешные, по-настоящему смешные. И следовательно, автор состоятелен не только как лирик, но и как юморист.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
805
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
706
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
828
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
564

Другие новости