0
1757
Газета Проза, периодика Интернет-версия

16.10.2014 00:01:00

Чаепитие со стеклом

Тэги: одесса, арсений тарковский, белла ахмадулина, литинститут


одесса, арсений тарковский, белла ахмадулина, литинститут

Кирилл Ковальджи. Моя мозаика, или По следам кентавра. – М.: Союз писателей Москвы, Academia, 2013. – 472 с.

«Моя мозаика, или По следам кентавра» – книга эссе и миниатюр Кирилла Ковальджи, в каком-то смысле – продолжение сборника «Обратный отсчет», вышедшего в 2003 году. Под одной обложкой собраны воспоминания, литературные портреты, мысли и наблюдения – в общем, тексты в русле розановской традиции «опавших листьев». В отличие от «Обратного отсчета» здесь почти нет стихотворений – автор лишь к слову цитирует некоторые из них. Зато есть несколько рассказов (лучший из которых «Лгунишка»), плавно переходящие в воспоминания, кадры, вспыхнувшие вдруг в памяти со всеми красками и запахами: тут и детство, и первое стихотворение, и мечты юности, и общение с пьяными сантехниками.

Вот детские воспоминания о войне – с непривычного угла зрения: юный Ковальджи был советским пионером и пережил осаду 41-го в Одессе, но затем учился в румынской гимназии, где перед уроками читали молитвы и «волею преподавателя Нэстасе были вовлечены в тот ужас мартовских Ид, когда на глазах сенаторов был заколот гениальный полководец и вождь римской империи Гай Юлий Цезарь... А надо бы знать, что всего за несколько сот километров от нас войска Третьего Украинского фронта форсировали Южный Буг, грохотали канонады, в Берлине стучал кулаком по столу с военными картами разъяренный фюрер, а король Михай в который раз прикидывал, как избавиться от своего верного маршала Антонеску». Ковальджи признается: «Каюсь, но факт: в 1939 году, еще при румынах, мне импонировал Гитлер». Такое признание дорогого стоит: он не пытается переписать себя и историю своих взглядов начисто. Да, говорит, такое было, зато именно это подтолкнуло его к раннему пониманию «полуправды любой пропаганды».

Ковальджи рассказывает о своих литературно-исторических поисках и делится находками. В круг его интересов входят почти все классики, но больше он пишет о тех литераторах, кого знал лично. Со многими автор был знаком по Литинституту, где учился в начале 50-х. Ковальджи знал Арсения Тарковского, слушал рассказы Константина Паустовского, Беллу Ахмадулину «помнит совсем девчонкой». С удовольствием он рассказывает о румынских и молдавских литераторах, которые для нас – экзотика, а для него – лучшие друзья, свидетели беззаботной юности. Сквозь эти рассказы проступает то время, когда запросто пришел к другу – поэту, конечно же, – и вот «слово за слово, и мы начали читать стихи».

Ковальджи ценит встречи с Анастасией Цветаевой и умеет передать этот трепет читателю, описывая ее комнату, передавая ее рассказ о лагере под Владивостоком, говоря о ее деятельном беспокойстве о близких – и через это литературное и человеческое знакомство он протягивает руку в прошедшую эпоху и сам поражается этому «дуновению нечаянного чуда реальности прошлого»: «Благодаря Анастасии Ивановне я физически ощутимо сомкнул в себе живые звенья русской литературы и ее времена (словно через пропасть); ведь когда ей было лет пятнадцать, еще жив был Лев Толстой, а он, в свою очередь, родился при Пушкине…»

Но, конечно, воспоминаниями автор не ограничивается. Он живо интересуется и текущим литпроцессом. В эссе «Истекаю клюквенным соком…» Ковальджи противопоставляет стихи и «тексты», «в которых ни одна мысль не может быть выражена нормально, ни одно чувство, ни одна метафора не может быть смысловой, ни один образ – естественным». Это явление поэт считает «тревожным». «Им самим, наверное, становится скучно… но… иначе нельзя, иначе уже не принято» – беспокоится Ковальджи. Пожалуй, зря: механизм искусства подразумевает своего рода «защиту от дурака». Настоящему поэту любые рамки можно выставлять – они ему не страшны, он их обойдет, если понадобится, а за ненастоящих не стоит и переживать. Вот и автор приходит к выводу, что лишнее отсеется, а нужное останется, и все же – ну так, на всякий случай – выносит резолюцию: «Давайте пишущих тексты не называть поэтами. Как-нибудь иначе».

Ковальджи не раз упоминает, что ему не хватает споров, дискуссий, обсуждений… Это все было в его литинститутской юности и служило мощным источником вдохновения и творческого поиска – это видно из мемуарных фрагментов. Принцип творческого «коллективизма» поэт воплощает и на практике, например, руководя литературной студией, участниками которой были Иван Жданов, Александр Еременко, Юрий Арабов и многие другие. У Ковальджи есть потребность говорить с читателем, донести каждую мысль, которая кажется ценной. Но – грустно признать – разговор не клеится. Возможно, дело в разнице в возрасте, а точнее – в поколенческих установках, которые у Ковальджи и у сегодняшнего 25-летнего читателя очень разные.

Переходя от воспоминаний юности к наблюдениям относительно настоящего времени, автор заметно раздражается. Он отмечает веру в добро Паустовского, но с характерной оговоркой: «В наши дни быть таким писателем – немодно». 

Ковальджи не скупится на воспоминания и рассказы; безусловно трогают «нечаянные сентиментальные детали», но неловко становится, когда автор начинает гневно высказываться на тему падения нравов, всеобщей бездуховности, тотального разврата – и тут же пересказывает какую-нибудь скабрезность из студенческих лет. И когда он во второй раз рассказывает анекдот о крещеных неграх, а потом снова про Вангу, столоверчение и преферанс (да, повторы – увы, огрехи редактуры) и еще несколько бородатых анекдотов, хочется все же вклиниться в его монолог и уточнить, а стоит ли делать объектом дискуссии «очередную глупость», вычитанную в газете, и сопоставлять высказывания Христа и Эрнста Мулдашева, хотя бы и в аспекте поэтичности языка? И заверить, что не такие уж мы в конце концов разные, хоть и из очень разных поколений с совершенно разным опытом. И спорить, конечно, очень важно. Главное – не ссориться.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2347
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5184
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2876
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3321

Другие новости