0
4526
Газета Проза, периодика Интернет-версия

23.10.2014 00:01:00

Тоска по Тоскане

Тэги: врач, педиатрия, италия, любовь


врач, педиатрия, италия, любовь

От красот просто некуда деваться...Мастер школы Фонтенбло. Портрет Габриэллы д’Эстре и ее сестры.  1590-е. Галерея Уфицци, Флоренция

Читать Марину Степнову – как слушать семейные истории: а он? а она? а ты что? да ты что! Кто полюбил огромных, трехчастных «Женщин Лазаря», вошедших во все возможные шорт-листы и получивших третью премию «Большой книги», а потом и переизданного на радостях дебютного «Хирурга», кто радовался подробностям быта и не очень заметил, что они подчас выпадают из эпохи, кто признал право автора на гроздья эпитетов к одному существительному и искренне восхищался медовой густотой метафор, полюбит и «Безбожный переулок».

Внимание к третьему роману Марины Степновой будет пристальным, лауреаты «Большой книги» без внимания не остаются. Мы уже знаем мужские портреты ее авторства в родных советских и постсоветских декорациях – пластического хирурга Хрипунова и гениального физика Лазаря Линдта. Настал черед врача-педиатра Ивана Сергеевича Огарева. Новый герой Степновой не претендует ни на исключительность Линдта, ни на хрипуновское соревнование с Богом – он обычный. Русский, «стопроцентный, как спирт», он, как и положено советскому интеллигенту, живет в книгах и художественных альбомах, перебираясь из одной в другую, примеряя на себя персонажей и сравнивая технику великих живописцев просто так, для души. Горькое детство с замученной мамой и жестким неласковым отцом в конце 70-х, бессмысленное отсиживание уроков в школе, случайный выбор профессии врача, армия, работа, скучная нелюбимая жена. Огарев плывет по течению, изредка принимает судьбоносные решения, ошибаясь на каждом шагу. Каждая ошибка стоит чьей-нибудь жизни, но героя это мало смущает. Жизнь как долгая попытка вписаться в систему, срастись со страной, череда провалов и разочарований. Все, что ему остается, превратиться в любого доктора из ПСС Чехова, тихо пить и довольствоваться камерным признанием наставников и пугливой благодарностью пациентов. Но тут, примерно к 300-й странице, выясняется, что книжка Степновой про другое.

книга
Марина Степнова.
Безбожный переулок.
– М.: АСТ:
Редакция Елены Шубиной,
2014. – 382 с.

Она о безысходной русской тоске по Тоскане. Огарев потому и Огарев, что роман о западниках и славянофилах. Сюжетное решение простое: появляется героиня, прекрасная и любимая Маля, и просит только об одном: Ваня, пожалуйста, давай уедем в Италию. Там смех, вино, сыр.

Кстати, про сыр и хваленую метафоричность Степновой. Этим сыром иллюстрируется конфликт культурных основ, православия и протестантизма, уверенности и страха, жизни и смерти. Огарев смотрит на итальянские сыры пятилетней выдержки глазами русского, для которого бывает только творог, скисающий к вечеру, и пытается осознать, каково это – жить и делать даже не вечное искусство, это можно понять, а просто еду, которая будет готова только через несколько лет. Каково это – жить и твердо знать, что через пять лет ты все еще будешь жив-здоров и этот сыр отведаешь. Каково это вообще – столетие за столетием, поколение за поколением пребывать в покое и мире. Это трудно представить не только герою, но, кажется, и автору, и читателю. Весь текст Степновой такой, с параллелями, сравнениями, смысловыми переносами, с отсылками, реминисценциями, аллюзиями, планами и слоями, и наводнен, перенасыщен и изобилен цитатами мировой литературы. Красот временами столько, что не продраться, но простая читательская радость ловить полунамеки автора по три раза на странице гарантирована. И чем больше таких красот мелькает в книжной голове Огарева, тем роднее и ближе он читателю.

Маля в романе родилась в 1987 году, когда, кажется, вся Россия в голос болела чаадаевской тоской по мировой культуре и просилась в Италию. И даже поехала. Но, если по Степновой, по пути выяснила, что никакой Италии нам не будет. Что можно в последнем безумном усилии отложить художественные альбомы и посмотреть воочию на светотени великих мастеров и благословенную итальянскую землю в лучах заходящего солнца. А взять и заменить унылую московскую окраину на узкие улочки Италии – нет, нельзя. Что сама по себе Италия есть – она не морок, не призрак. И проблема не в ней, а в нас, точнее, в 100-процентном спирте, еще точнее, в его стопроцентности. Огарев, надо сказать, переезжает. И в финале даже чувствует себя счастливым. Но поверить в это невозможно. В 100-процентном спирте жизни нет. Как не бывает и его самого. И хочется уже ответа: чем таким разбавить тоску, чтобы чашу можно было допить, но нет, роман не дает ответа.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1479
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3809
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2138
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2402

Другие новости