0
2324
Газета Проза, периодика Интернет-версия

06.11.2014 00:01:00

Роман-диагноз

Тэги: европа, арабы, запад


европа, арабы, запад


картина
Европейское общество
в подвешенном состоянии...
Жан де Байен.
Трупы братьев де Уитт. 1672.
Государственный музей, Амстердам

Роман швейцарского писателя и философа Йонаса Люшера «Весна варваров» – роман-сатира, роман-предостережение, роман-притча. Не нарушая, если говорить языком великого классика, целостности всех художественных образов в их «бесконечном лабиринте сцеплений», Люшер использует характерный литературный прием «рассказа в рассказе».

Прейзинг, наследник мини-империи телекоммуникационного оборудования и номинальный директор, отправляется в Тунис, чтобы посетить завод, поставляющий ему детали. Богатый швейцарец приезжает в роскошный отель-оазис, где в то же время молодые англичане из финансовых кругов играют свадьбу. Среди роскошных декораций спа-отеля он размышляет над тем, как эта аграрная страна однажды сделала твердый выбор в пользу экономики, и наблюдает гротескный и чрезвычайно неприятный ему результат этого выбора: шабаш обнаженных европейцев на фоне и территории арабского государства. «…Эти молодые люди обладали особым талантом внушить тебе сознание того, что ты старик. И дело не в том, что сами они выглядели до неприличия молодо» ...А в том дело, что им удавалось выдавать за правду ту игру, которую они разыгрывали. И сила той игры была в деньгах, в чудовищных суммах, которыми они оперировали изо дня в день, в непристойных их окладах. Как же можно обращать в игру то, что имеет решающее значение для общества?»

Апогеем знакомства Прейзинга с разгулявшимся западным миром становится «мучительный пеший поход» с отцом жениха, варварский набег на глиняные жилища берберских кланов и фото на память. «При этом он неустанно щелкал камерой и просил Прейзинга подстраховать его, держа за ремень, чтобы найти лучший ракурс для съемки и пониже наклониться над стеной двора. Что ж, пришлось ему ухватить англичанина за липкий ремень: тот, напирая животом на осыпающийся край земляного вала, с риском для жизни тянулся вперед, а Прейзинг столь же завороженно, сколь и негодующе пялился на его совершенно безволосый и тощий, поразительно бледный зад, который сантиметр за сантиметром выпрастывался из походных штанов».

книга
Йонас Люшер.
Весна варваров/
Пер. с нем. Марии Зоркой.
– М.: РИПОЛ, 2014. – 234 с.

Именно этот эпизод в дальнейшем определяет структуру текста – сюжет постепенно движется к кульминации. Неожиданно из дома приходят плохие новости: пока Прейзинг спал, Англия пошла ко дну. На фоне общемирового кризиса фунт стремительно обрушивается. Событие сродни всемирному потопу: одни начинают искать холмы повыше, другие садятся в лодки и работают веслами там, где еще недавно пахали. Мгновенное разорение превращает гостей отеля в вандалов и убийц. И только Прейзинг остается наблюдателем, а главное – «прохожим». Он делает для себя целый ряд жутких открытий, которые в итоге приводят его в сумасшедший дом. Здесь он и рассказывает всю эту страшную историю.

Ни одна деталь в его рассказе не оказывается случайной: песенка Гэри Снайдер или роман Махмуда Мессади о крахе идеи счастливого аскетизма «Рождение забвения», книга, которую Прейзинг читает с матерью жениха Пиппой. Или же жуткая сцена столкновения туристов с караваном. Герой наблюдает ее на пути к роскошному отелю в оазисе Чуб: больше десятка верблюдов с вывернутыми шеями грудой костлявых тел и обвисших горбов вповалку валялись на земле вокруг вставшего автобуса. «Туловище, стиснутое двумя колесами, не выдержало давления, и внутренности изверглись на дорогу. Вокруг бездыханных животных собралась небольшая толпа …Двое-трое солдат в камуфляжной форме и зеленых беретах пытались успокоить пятерых или шестерых разъяренных бедуинов, но и у тех имелось оружие».

Образ верблюда в романе оказывается не только смыслообразующим, но и единственно важным. Зато подходов к нему и трактовок может быть сколь угодно: от идеи мирового капитализма, в объятиях которого «корчится» мир, до простейшего авторского «болевого приема». Очевидно одно: таким образом Люшер предваряет идейный план романа – Запад неминуемо сталкивается с Востоком. «Верблюда, зажаренного целиком, изысканным образом начиняют наподобие русской матрешки: внутри – целый баран, и тот начинен козой, а коза, в свою очередь, начинена дрофой, а дрофа – дюжиной куропаток, начиненных барбарисом и финиками».

Обзор традиционных берберских свадебных яств, демонстрирующий извращенное анекдотичное восприятие западным миром арабской ментальности, приводит к одной из финальных сцен – фарширование мертвого верблюда собакой и ее щенками. Это несчастное животное, надо заметить, в последнее время вообще перешло в разряд мрачных символов. Чего только стоит верблюд, подаренный в знак благодарности за спасение страны от исламистов властями Мали президенту Франции Франсуа Олланду. Тот самый верблюд, съеденный в итоге от голода случайной малийской семьей.

С первых страниц Люшер придерживается эстетики реализма, создавая собственную действительность и картину ее ближайшего будущего. Насколько гротескную, настолько же правдоподобную – черты, свойственные скорее антиутопии или робинзонаде. Но если в типичных романах этого жанра герои с честью проходят все испытания, то здесь человек, предоставленный самому себе, инстинктивно встает на путь саморазрушения.

В результате борьба, старая, как мир, – борьба рационального и иррационального начал – у Люшера оказывается в самом разгаре, не случайно критики разглядели в романе отображение арабской весны и ее отправную точку. Такова в целом философия писателя: в постановке острых этических проблем посредством аллегории, иронии и беспощадного скептического взгляда на природу человека.

«Весна варваров» – блестящая, остроумнейшая и, пожалуй, наиболее правдивая теория гибели западной цивилизации. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1937
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4590
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2494
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2866

Другие новости