0
2385
Газета Проза, периодика Интернет-версия

06.10.2016 00:01:00

Тени на экране

Тэги: мосфильм, тарковский, эйзенштейн, кулешов, бертолуччи, лев аннинский, тиссе, александров, кино


мосфильм, тарковский, эйзенштейн, кулешов, бертолуччи, лев аннинский, тиссе, александров, кино «Мосфильм» – средокрестие эпох и времен. Фото с сайта www.mkrf.ru

Александр Гордон – кинорежиссер, автор воспоминаний об однокурснике и друге Андрее Тарковском и армейских мемуаров «Венгерская летающая рюмка». Снимал фильмы «Сергей Лазо», «Кража», «Сцены из семейной жизни», «Двойной обгон», «Выкуп» и т.д. Во избежание путаницы отмечу, что этот Александр Гордон – не тот, который телеведущий. Отличить нашего Гордона можно по отчеству – не Гарриевич, а Витальевич. Он выпускник знаменитой вгиковской мастерской Михаила Ромма, соавтор Тарковского и Марики Бейку в короткометражном курсовом фильме «Убийцы» (по рассказу Хемингуэя).

И вот роман-мистерия. «Тучерез» – словечко, изобретенное Алексеем Крученых, синоним небоскреба. Действие романа именно там и происходит – в загадочном, полупустом небоскребе у самого «Мосфильма», где временно на 52-м этаже, в шикарной высотной квартире загадочного знакомого, поселяется главный герой. Герой – человек в возрасте и пишет о «Мосфильме» книгу. Быстро заводит дружбу с менеджером дома Гогой и его дочерью Этери. А тучерез меж тем полнится тенями ушедших – внезапно включается и выключается телевизор, и на экране появляются сцены прошлой жизни. Мелькают тени знаменитых режиссеров, классиков кино. Полет, к примеру, Эйзенштейна на самолете. «Про себя я думал, может быть, это и старая пленка, а может быть, просто… восстановилась мысленная связь с ушедшими из жизни людьми». Обрывки возникающих на телеэкране посланий из прошлого чередуются в романе с многочисленными разговорами об увиденных реалиях и персонах, с прогулками и экскурсиями по «Мосфильму». Нуарно-ностальгическое фэнтези начинает приобретать документальную глубину: «Это вот здесь, – показал я рукой, – рядом с нынешней троллейбусной остановкой. И старым магазином, который называется теперь «Рив Гош – Потылиха», в доме 54б жили кинематографисты: Эйзенштейн в квартире 7, Тиссэ, Уралов и другие. И среди них в квартире 33 жил начальник производства «Мосфильма» Александр Иванович Иванов-Аннинский с женой и сыном, маленьким Левой Аннинским, теперь-то он и писатель, и историк кино, и прочих знаний маэстро. И, кстати, мой почти родственник. А тогда это был милый мальчуган в коротких штанишках, и вы наверняка его видели в фильме «Подкидыш».

книга
Александр Гордон.
Тучерез, или
Невероятное вероятно.
– М.: Бослен, 2016. – 256 с.

И действительно, литературовед, литературный критик Лев Аннинский сыграл в этом фильме мальчика из детского сада, в титрах не был указан…  Суть «Тучереза» можно выразить цитатой из него же: «И бывшие времена, как в сказке, приблизились к нам». Насыщенные аллюзиями, ретроспекциями, перетекающие друг в друга видения и сцены, скачки из одной эпохи в другую, из реальности в волшебный закадровый мир кино… Повествовательная ткань незаметно для читателя мутирует в искусствоведческие заметки, этюды о кино, воспоминания о больших мосфильмовских художниках, и эти мемуарные полудиалоги-полурецензии удаются автору, пожалуй, больше, чем более «романные», слегка искусственные сцены вроде томных встреч героя и Этери. Мироустройство оказывается единой, свернутой спиралью улиткой, а люди, живущие и жившие, – всего лишь ветром, точками, которые случайно сходятся в одном пространстве. «Я в технике не очень разбираюсь, но все же… знаете… мы как разные частоты в одном кабеле».

Это научно-фантастическое допущение – прием, к примеру, позволяющий Александру Гордону щедро реконструировать диалоги Тарковского и Эйзенштейна. Что в них – доподлинные факты, что – фантазия автора, хорошо понятно только искушенным киноведам, а читатель-неофит просто наслаждается погружением. Это своеобразная история кино, пересказанная на два голоса. «Понял, до Джойса не добрались. Все это очень интересно. Я знаю, что были литературоведы, которые считали, что ваше «Зеркало» снято не без влияния Джойса…» – «Впервые об этом слышу. Интересно, кто же это писал такое, если я Джойса в то время не читал, только слышал о нем. Скажите!» – «Скажу-скажу…» Мистическая сюжетная линия «Тучереза» обрывается слегка зловеще, но это и не столь важно. Главный эффект от изящно написанного гордоновского романа – ныряние в одуряющий омут кино. И легкое ощущение, что все возможно. И что все случайно и неслучайно одновременно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2151
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4890
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2684
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3088

Другие новости