0
2249
Газета Проза, периодика Интернет-версия

10.11.2016 00:01:00

На заднем плане кинохроники

Тэги: время, петербург, соловки, эксперимент, премия большая книга, достоевский, луи де фюнес, робинзон


картина
Жгучая тоска по непрожитым годам...
Василий Тропинин.
Мальчик, тоскующий
об умершей птичке. 1829.
Ивановский областной
художественный музей

Предыдущий роман петербургского писателя и филолога, специалиста по древнерусской литературе Евгения Водолазкина (интервью с ним см. в предыдущем выпуске «НГ-EL» от 03.11.16). «Лавр» имел оглушительный успех – он принес автору и первое место национальной литературной премии «Большая книга», и премию «Ясная Поляна», и итальянско-русскую премию Горького в Сорренто, вышел в финал премий «Русский Букер» и «Национальный бестселлер»... Триумф вполне заслуженный: «Лавр» стал одним из (если не самым) самых интересных и глубоких прозаических произведений в отечественной литературе последних лет.

И вот три годя спустя новый роман – «Авиатор». Сравнение его с «Лавром», наверное, неизбежно – тем более что автор продолжает тему условности исторического времени, его нелинейности.

«Мне все больше кажется, что времени нет. Все на свете существует вневременно, иначе как мог бы я знать небывшее будущее? Я думаю, время дано нам по милосердию Божию, чтобы мы не запутались, ибо не может сознание человека впустить в себя все события одновременно», – рассуждает один из персонажей «Лавра».

Главный герой «Авиатора», ровесник ХХ века петербуржец Иннокентий Платонов в результате научного эксперимента оказывается в «чужом» времени физически: его замораживают в лагере на Соловках в 1932-м, а «оттаивает» он в самом конце 1990-х. Мир вокруг непонятный, герой постепенно вспоминает свою прошлую жизнь и согревается этими воспоминаниями. Узнавая о том, что случилось в мире «без него» (пока он был в замороженном состоянии), Иннокентий приходит к тому же выводу, что и герои «Лавра»: время условно, и делить его на «свое» и «чужое» невозможно. «Ощущаю жгучую тоску по не прожитым мной годам, – записывает Платонов в дневнике. – Своего рода фантомную боль. Пусть я был тогда заморожен, но я ведь – был! Значит, и это время – мое время, я несу и за него ответственность. Я чувствую двадцатый век как свой целиком, без исключений. Когда смотрю советскую кинохронику, на заднем плане порой вижу себя. Разве это случайно? Нет». Точно так же нельзя делить происходящее на «важное» и «неважное»: революция 1917 года и шум дождя за дачным окном для Иннокентия – события равнозначные, из них складывается единая картина мира…

книга
Евгений Водолазкин.
Авиатор: Роман.
– М.: АСТ, Редакция
Елены Шубиной, 2016.
– 410 с.
(Новая русская классика).

Возвращаясь к теме сравнения двух романов Евгения Водолазкина: судя по читательским откликам, некоторые сделали вывод не в пользу «Авиатора»: «Лавр» масштабнее и вообще «лучше». Верно ли это? «Лавр» действительно больше и по объему, и по размаху, его герой путешествует по миру, пройдя при этом огромный духовный путь (неслучайно в ходе повествования он несколько раз меняет имя – Арсений, Устин, Амвросий, Лавр…). «Авиатор» более камерный, в нем меньше персонажей; путешествий в пространстве почти нет – только во времени (хотя, как мы помним, время – условность); сюжет с «воскресшим» спустя десятилетия человеком с ходу отсылает к масс-культуре – вспоминается, например, комедия «Замороженный» с Луи де Фюнесом. Но это скорее ловушка для поверхностного читателя, и на самом деле роман «прорастает» и из «Преступления и наказания» Достоевского, и из «Робинзона Крузо», конечно, – эту книгу приносит Платонову его лечащий врач.

Наверное, сравнивать два романа и не стоит – «Авиатор» просто другой. Он не лишен недостатков. К примеру, юная студентка Настя, ставшая уже в «нашем» (условно нашем, конечно) времени женой Иннокентия, получилась схематичной, как будто ее тоже перенесли из другой эпохи. Даже Платонов постепенно обрастает воспоминаниями, из которых складывается детальная картина когда-то родного для героя исчезнувшего мира – Петербурга начала ХХ века. А Настя – как будто «человек ниоткуда», портрет без заднего фона. Она наша современница, но вокруг нее – странная пустота, никакого круга общения: ни родственников (кроме умирающей бабушки – когда-то возлюбленной Иннокентия), ни подруг, ни собственной, пусть и краткой, истории.

Хотя недостатки и делают произведения живыми. В истории литературы были попытки написать идеальный, образцовый роман – и все оканчивались неудачей. «Авиатор» этой участи избежал.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1937
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4590
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2494
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2864

Другие новости