0
1035
Газета Маргиналии Интернет-версия

25.11.1999 00:00:00

Черный Жан - мотор сопротивления


Так стали его называть с конца 1930-х годов во Франции, да и во всей Европе. На вопрос о Черном Жане каждый француз откликнется: конечно же, Жан Кассу! Досточтимый мэтр Кассу - в обиходе интеллектуалов. Его творческое наследие с трудом уместилось в 50 томах: романы, новеллы, эссе, литературоведческие и искусствоведческие исследования, баллады, сонеты, в том числе те тридцать три, которые были сочинены (не написаны!) в фашистских застенках.

Нельзя себе представить историка литературы, незнакомого с бестселлером 1932 года "Величие и бесчестие Толстого", с "Ночами Мюссе" или "Панорамой современной испанской литературы". Сборник "О поэзии" - критический разбор давних и современных произведений - продолжает считаться одной из лучших работ этого рода за период между Первой и Второй мировыми войнами, как непревзойденными остаются переводы с испанского на французский сочинений Сервантеса с интереснейшими комментариями переводчика. Образ Дон Кихота - символ всего творчества Жана Кассу.

Во Франции, во всяком случае, никто не отнесется серьезно к искусствоведу, не изучившему блистательных монографий "Победа Пикассо" и "Матисс". Написанные в 1937 и 1939 годах, они имели особый смысл для всего мира, когда Гитлер и Геббельс страстно и, само собой разумеется, "по желанию трудящихся" боролись с левыми направлениями в искусстве - выбрасывали из музеев, распродавали за рубеж за гроши, сжигали на площадях, громили мастерские.

Воспитание идеального подданного казарменно-лагерного режима нуждалось прежде всего в "красивом" и тем самым "радующем душу простого человека" реализме, еще лучше натурализме. "Тот же, кто деформирует действительность, как Ван Гог или Пикассо, сам является деформированным, наследственно больным, вырождающимся". Слова Гитлера подкреплялись действиями.

В последний раз продемонстрированное немецким зрителям искусство "левых" в 1937 году представлялось под вывеской "Выродившееся искусство". Бок о бок, в специально выстроенном беломраморном дворце демонстрировался "Образ Родины"; те, "кто пишет красивые портреты, нарядные пейзажи, процветающую мирную жизнь", по словам Розенберга, могли всегда рассчитывать на персональные музеи за счет государства, все виды наград и знаков отличия.

Именно в 1937-м выходит "Победа Пикассо", а Жан Кассу становится во главе парижского Музея современного искусства в качестве его главного хранителя. Этой должности его немедленно лишит правительство Виши и опять вернет освобожденная Франция. Первоначально городской, затем национальный, музей будет переименован в Центр Помпиду. У этого центра своя, далеко не благополучная история, пережить которую ему помог Жан Кассу.

Впереди будут написанные с тех же позиций монографии о Рембрандте и Энгре, прочертившие единую линию развития изобразительного искусства к современности, к личным друзьям автора - Матиссу, Пикассо, Дерену, Браку, Боннару, Леже, - линию, которая представлялась неудобной любому фашиствующему правительству.

В наши дни с Черным Жаном знакомится каждый французский школьник: отрывки из его романов, новелл, сонеты входят в школьный курс литературы и в каждую школьную хрестоматию. Это уроки высокой литературы и высокого предназначения человека.

Говорят о Жане Кассу и на уроках истории: он один из основателей, руководителей и героев движения французского Сопротивления, к тому же автор его названия. "Черный Жан" - это из подполья, и память о нем высечена на обелиске моста де ля Турнелль, того самого моста, который соединяет колыбель Парижа - Остров Святого Людовика с бульваром Сен-Жермен и уходящей в Латинский квартал, к Пантеону улицей кардинала Лемуана.

В фундаментальном труде "Современные писатели Франции" сказано об этом установившемся отношении к писателю: "Жан Кассу - не просто выдающийся писатель своего времени; он относится к числу тех немногих, о ком можно с уверенностью сказать, что он делает честь французской литературе. С неизменным чувством собственного достоинства и редкой последовательностью он следует своим идеалам, день за днем и шаг за шагом раскрывая их все более полно. Ему присущ неоскудевающий интерес к горячим точкам современной истории, отклик на них без попыток обойти молчанием или закрывать на них глаза, и это в одинаковой мере видно и в его произведениях, и в его деятельности, что делает Жана Кассу поистине исключительным человеком".

К этому можно прибавить строки самого Кассу из письма его многолетнему московскому корреспонденту и другу живописцу Элию Белютину: "Только не компромисс! Это понятие из области политики, экономики, может быть прикладных (не точных!) наук, даже медицины, но ни в коем случае не искусства и не культуры. Любой, самый несущественный компромисс - отступление перед властью (в чьих она руках, не имеет значения), перед тем рабским началом, которое, как это ни парадоксально, насаждает в своем развитии цивилизация. Власть чаще или реже меняет свое обличье, неизменным остается Человек, его подлинная сущность, опирающаяся на единые для всех времен нравственные посылки, с которых и ради которых начинается и существует культура".

***

Сын французского инженера, беарнца мексиканского происхождения, и испанки, Кассу родился в местечке Деусто Бискайской провинции Испании и почти сразу был перевезен родителями во Францию. Недолгие годы жизни в Сен-Кантене сменились пребыванием в Париже, где он учился в лицее Шарлемань и на Литературном факультете Сорбонны.

Вторым университетом стала для Кассу работа литературным секретарем у П.Луйса, романиста, знатока древних языков и культур, в прошлом издателя журнала "Ля Конк", который объединял в 1890-е годы Малларме, Верлена, Валери, Метерлинка. С 1906 г. Луйс перестал публиковаться, но продолжал литературную работу. И это он, по признанию Кассу, научил своего молодого секретаря беспощадной требовательности к каждому написанному слову.

Но Кассу не устраивала полная отрешенность Луйса от политической жизни. Он переходит в редакцию "Меркюр де Франс", а в 1925 г. - в Министерство народного просвещения, одновременно дебютируя романом "Похвала безумию". Он заявляет об основном положении своей жизненной позиции: литература и искусства представляют категорию не столько эстетическую, сколько нравственную, аккумулируя нравственные достижения своего поколения и превращая их в творческую потенцию развития последующих поколений.

Одновременно с романами "Венские созвучия" (1926) и "Ничейная земля" (1928) он пишет исторические эссе, как "Жизнь Филиппа II", и литературоведческие исследования. В своем труде о Льве Толстом он перебрасывает мост к 1930-м годам, определяя намечавшиеся в Западной Европе тенденции: "Это значит жить не так, как люди того жаждут, но слушать слова проповедников, - и чем эти слова будут более жестокими, тем сильнее окажется дрожь энтузиазма и послушания".

Не ограничиваясь анализом происходившего и общей направленностью своих произведений, Кассу пытается всеми возможными средствами противостоять наступлению фашизма. В 1931 году он председательствует на им же организованном первом митинге интеллектуалов-антифашистов в Париже. Спустя два года входит в состав правительственного кабинета Народного фронта в качестве министра национального просвещения.

Об этом не любят упоминать биографы писателя, но вместе с Андре Мальро Кассу отправляется в 1936-м в Испанию приветствовать начало Народного фронта, берет на себя редактирование левой газеты "Л"Эроп" и вплоть до падения Барселоны борется, по его собственному выражению, "пером и словом за победу республиканской Испании, брошенной на произвол судьбы западными демократиями". И Советским Союзом, к которому он начинает относиться с предубеждением.

В эти годы все большее место в деятельности Кассу начинает занимать изобразительное искусство. На примере стремительного развития живописи и скульптуры нашего века он утверждал внутреннее стремление человека к сохранению собственного достоинства, независимости и гуманизма, к развитию творческих сил. Одновременно рождаются один из лучших и самых популярных романов Кассу "Резня в Париже" - о событиях Коммуны и генерале Домбровском и роман "Легион", который писатель считал ключевым для своей деятельности. Тема "коллективной вины" позволяет ему по-новому осмыслить идеологию и преступления национал-социализма, а также психологию обывателя, создающего питательную среду для подобных политических форм.

В одном из писем Элию Белютину под впечатлением очередной развертывавшейся в Москве кампании борьбы с "формализмом и космополитизмом" Кассу пишет: "Я всю мою жизнь боролся мыслью и делом, теоретически и на практике за искренность выражения и ее постоянную связь с человеческим достоинством. Страстный интерес к этому в моих трудах по критике и эстетике, равно как мое участие в интернациональной художественной жизни и, в частности, в создании и управлении Национальным музеем современного искусства целиком согласуются с ориентацией, которой я следую во всех других областях. В конце XIX и в начале XX в. свобода и нововведения в художественном творчестве казались буржуазии чем-то опасным и скандальным. Надо было бороться, чтобы заставить принять Мане, Сезанна, импрессионизм и все последующие революции, и Пикассо, и Матисса, и Леже. Ваша страна, которая нам так дорога, сыграла большую роль в этих этапах большой цивилизации. Всегда были у вас гении и всегда будут. Но то, что у вас сейчас происходит, заставляет задуматься слишком о многом и явственно вспомнить 30-е годы".

***

С началом немецкой оккупации, в июле 1940-го Кассу вместе со своими друзьями Марселем Абрахамом и Клодом Авелином начинает изыскивать способы печатной информации под лозунгом "Свободные французы о Франции". В конце сентября уже выходит первая написанная Кассу листовка, которую издатели сами распространяют по городу. В декабре - первый номер журнала "Сопротивление", главным редактором которого выступает Кассу. Строки из передовой: "Сопротивляться! Этот крик идет из ваших сердец, из глубины отчаяния, в которое погрузил вас разгром Родины..."

Вскоре в целях безопасности руководство редакции было переправлено на юг. Кассу оказался в Тулузе, а в декабре 1941-го - за решеткой. Вырвавшись из тюрьмы, он получает назначение от резидента алжирского правительства генерала Жиро на должность комиссара региона Тулузы. Это не мешает ему присоединиться к издателям "Ле леттр Франсез", первый номер которых выходит в октябре 1943-го. Вместе с Элюаром, Сартром, Анри Руссо, Польханом, Мориаком он выпускает раз в месяц "Письма".

Война заканчивается для Кассу участием в освобождении Тулузы в 1944 году, где он получает тяжелое ранение. Отмеченный высшими воинскими наградами, Черный Жан возвращается в Париж, в свой музей, первоначально размещавшийся в Люксембургском дворце. Однако после трех десятилетий руководства музеем, получившим всемирное признание, Кассу был отстранен от своего поста. Новой, как и старой, власти бескомпромиссность директора была ни к чему.

И снова строки из письма Белютину: "Я достаточно устал и раздражен государством, которое способно сводить на нет усилия целой жизни в отношении развития культуры. Жизнь становится все более и более трудной. Человек моих лет не может смотреть равнодушно на тот балаган, на который разменивается подлинное золото человеческой активности в искусстве".

...В канун Пасхи в Париже всегда холодает. От Сены тянет пронизывающий ветер. Нет-нет, да начинают хлестать струи злого дождя. Но на лестнице дома по улице Кардинала Лемуана, как всегда, тепло и тихо. Домофон у входной двери. Домофон у лифта. Еще один - у квартиры на втором этаже. Сколько лет сюда входил мэтр Кассу...

Дверь открывает смуглая черноглазая мадам Изабель, единственная дочь мэтра. Приехала сюда из Лондона, чтобы "все ликвидировать", и осталась. Может быть, навсегда. По ее словам, рука не поднимается нарушить эту удивительную ауру.

В тесной прихожей по-прежнему полно забытых на вешалке плащей и пальто. Сумрачная гостиная с окнами на дом через улицу также заставлена низкой мягкой мебелью начала века: совсем непросто добраться из кухни с двумя чашечками кофе до столика. На стенах - Пикассо, Матисс, Брак, Марке, Белютин 60-х годов, подобный тому, который включен в собрание Национального музея современного искусства Франции, Дерен...

В кабинете все тот же пододвинутый к скупому свету окна рабочий стол. Развал журналов, книг. И если прижаться лицом к стеклу, можно увидеть наискосок обелиск на мосту де ля Турнелль...

Изабель останавливается за спиной: "Вы хорошо знаете поэзию Кассу? Вам это ничего не напоминает?" Конечно, напоминает. Строки сонета из тулузского сборника "33", прозрачную книжечку из серой бумаги:

    Париж, его памятники,
    драпированные кровью, его небо
    Цвета крыльев самолета
    в садящемся солнце, -
    Я все видел во сне, и я слышал
    возрождение далекого пения,
    Пения, похожего на взлетающие искры.
    Я так любил с тех давних пор
    Этот город, в комнате
    со стенами цвета молока
    И стареющей зари,
    низким потолком. И внутри
    Бледного зеркала
    размышляющее лицо.

    <...>

    Я знаю:
    я стоял перед этим окном,
    И мостовые отзывались
    шумом праздника,
    Праздника каждого дня
    и всех дней. Как море.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1329
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3492
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1977
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2268

Другие новости