0
1042
Газета Маргиналии Интернет-версия

20.07.2000 00:00:00

Стихийно возникшая тема свободы

Тэги: Менцвель, Хвин


Задумывающемуся - над чем бы то ни было - время от времени в голову приходят вопросы. И невозможно эти вопросы решать в одиночестве. Нельзя быть по-настоящему свободным в выводах, не вслушиваясь в чужие речи. Любая замкнутая система является колыбелью стереотипов. И чтобы разбивать эти кривые зеркала, прибегают к помощи диалога.

Поэтому, когда я задумываюсь о польской литературе (в силу своих полонистических пристрастий), остро не хватает обратной связи. И я терзаюсь подозрениями, что баюкаю свои открытия под те заученные напевы, которые были рождены в замкнутой системе национальных мифов.

К счастью, в Москву иногда приезжают литераторы из Польши, приглашаемые польским посольством и Польским культурным центром.

Так что недавний приезд Анджея Менцвеля (варшавский литературовед и критик, автор книги "Канун весны или потоп. Исследование польских идей в ХХ веке") и Стефана Хвина (писатель и литературовед из Гданьска; его роман "Ханеман" признан в Польше лучшей книгой 1995 г., ее перевод опубликован в "Иностранной литературе", # 12, 1997) стал для меня просто-напросто шансом поговорить... Формального предлога не было, тема для беседы оставалась открытой.

Правда, это не было беседой в полном смысле слова - времени маловато. Здесь и ищите оправдание нетрадиционному жанру, к которому прибегаю. Это и не интервью, и не попытка аналитического исследования. Да и к кому обращен авторский взгляд? К польским литераторам, к читателю, к себе? Размытость эта выполняет, если хотите, особую сверхзадачу: заставить забыть о том, что существуют прямые вопросы и исчерпывающие объяснения.

Тем более что этот текст не только о польской литературе.

Задавая свой второй вопрос (позволю себе начать отсюда), я была движима необходимостью получить наконец из первых уст объяснение литературному феномену, однажды обратившему на себя мое внимание. Он принял облик устойчивого стереотипа, и его хотелось либо развеять, либо перевести в разряд осознанных фактов. А отчего, спросила я, сегодняшняя польская литература с неослабевающей эмоциональностью и удивительным постоянством возвращается к временам тоталитаризма?

Анджей Менцвель: Политические даты имеют всего лишь ориентационное значение. И поэтому не следует считать, что вместе с политическими датами уходят определенные тенденции. Мы не вытаскиваем какой-то исторический призрак из шкафа, мы всего лишь говорим о чем-то, что до сих пор существует, что является реальной действительностью - действительностью психической. Ведь тоталитаризм кроется не только в государственном устройстве, он прежде всего опирается на определенную внутреннюю организацию человека.

Стефан Хвин: Польская литература всегда занималась формированием критического принципа недоверия по отношению к государственным системам, по отношению к идеологиям - и стояла на позициях укрепления индивидуального мышления.

Возвращаясь к той эпохе, польская литература (как и другие литературы) ведома не одними лишь свойствами памяти, не дающей забыть о таинственном и опасном опыте, который сегодня полностью исчерпан. Писатель должен постоянно держать этот опыт в сфере своего внимания и напоминать о возможной опасности. Тогдашний тоталитаризм не располагал современными технологиями, компьютерами, это был, так сказать, "сермяжный тоталитаризм". Но уже в тридцатые годы появлялись "антиутопии", рисующие организованное на высоком техническом уровне общество, уже тогда возникло понимание существующей угрозы. Ведь даже пользуясь демократическими механизмами, возможностью демократических выборов, общество в какой-то момент может выбрать систему, основанную на контроле мышления. Это выразится, например, в унификации средств массовой информации. Сегодня уже существуют огромные мировые концерны СМИ, которым совсем не трудно будет, закамуфлировав идеологическую программу, добиться значительного уравнивания сознания.

А.М.: Мы живем во времена великой революции, каковой является полная смена коммуникационной системы. Мы даже не можем вообразить себе масштабов того, что сейчас происходит, исторически это сопоставимо лишь с изобретением письменности.

Миссия всех гуманистов в этом мире - критическая по определению (если вообще говорить о какой-то миссии). Смотреть и быть начеку.

Собственно, вопросы вызывает, наверное, не столько обращение к проблематике тоталитаризма как таковое, сколько характер этого обращения и тональность - которые практически не изменились в контексте происходящих перемен. Сегодня это выглядит так же, как выглядело вчера. Боюсь, я не сумела вовремя распознать (и четко разделить в своих вопросах) две совершенно разные проблемы в рамках одного явления: почему такая литература до сих пор появляется и почему она до сих пор появляется такая. Ведь воображение современного человека, атакуемое со всех сторон новыми впечатлениями и образами, уже нельзя с прежней эффективностью поразить тысячу раз пережеванной темой, тем более пользуясь устаревшими приемами.

При всем моем уважении к истории, меня начинает раздражать набившая оскомину стилистика, нередкая в нынешней польской литературе: с одной стороны, тенденция к презрению и гадливости, с другой - к неискреннему пафосу (и то и другое вполне в тоталитарном духе), когда по контексту возникает (или искусственно создается) возможность изобличения какого-нибудь очередного рядового партработника - негодяя, труса и приспособленца (как будто негодяи, трусы и приспособленцы водились только при коммунизме!).

В Польше это называется "литературой сведения счетов", и первая ее волна прошла после 56-го года. Анджей Менцвель оценил эти произведения как поверхностные по сравнению с попытками более глубокого проникновения в суть проблемы, однако, по убеждению Стефана Хвина, они необходимы.

С.Х.: Я бы все-таки не игнорировал элементарной человеческой потребности найти виновных за содеянное зло. Люди обеспокоены тайной зла, с которым они соприкоснулись, и пробуют как-то его персонифицировать. Они мечтают жить в мире, организованном по таким принципам, что причинившего зло обязательно ждет возмездие. Но, оказывается, это необыкновенно трудно: характер зла, прикоснувшегося к нам, сложно ухватить. Потому что в нем участвовали все! И в этом смысле система действительно была тоталитарной.

В Польше (и в России тоже) бытовало такое ложное представление, что вот, дескать, пришли коммунисты с револьверами, что был такой демон Сталин, который всех подчинил себе. Но во всем этом принимало участие огромное количество людей! В ХХ веке это касается не только коммунизма, подобные же проблемы связаны с явлением нацизма.

Существенный момент, на который хотелось, выйдя за контекст беседы, обратить внимание, - это частое связывание в польском сознании коммунизма и фашизма. Для нас фашизм всегда символизировал что-то гораздо более кошмарное и бесчеловечное, и сопоставление фашистской Германии и коммунистической России звучит для русского недопустимо, невольно пробуждая патриотическую волну аргументации против малейшего прямого отождествления.

А существует ли в принципе объективная оценка, если каждый смотрит со своего наблюдательного пункта и потому предстающая глазам картина в каждом случае иная? Кстати, вместе с нестихающими размышлениями о коммунизме продолжают жить разговоры о "российском империализме", о попранной национальной независимости Польши и так далее. Не это ли, в свою очередь, причина разговоров о гипертрофированном польском национализме? Но я даже не пытаюсь ставить на обсуждение столь деликатные вопросы.

Хотя мне бы очень хотелось узнать, например, что думают о русской литературе такие же, как я, но польские "исследователи национальных различий". И какие вопросы задавали бы они русским литераторам? Мне кажется почему-то, что их выводы могли бы очень меня удивить, не совпадая с моим "русским" видением ситуации. И если мне кажется, что польский писатель практически на все смотрит сквозь призму политики и ревностной защиты своей независимости, значит ли это, что именно так и есть?

С.Х.: То, что польская литература насквозь проникнута навязчивой идеей независимости, это неправда. Скорее, она проникнута идеей индивидуальной свободы. Неверно, будто мы представляем собой эдаких "националистов независимости". Просто в русской литературе последних 80 лет проблема эта стоит на весьма далеком плане, в ХIХ веке великие русские писатели поднимали вопрос свободы личности, но в Советском Союзе литература такие вопросы обходила. И здесь пролегает существенная разница между нами. Несмотря на то что мы жили в одной политической системе, польская традиция повлияла по-своему. Поляки очень трепетно относятся к этому моменту - индивидуальной свободы (а не только национальной).

Возможно, это все-таки спровоцировано отсутствием государственной независимости? Мнение о том, что польская литература формировалась вокруг идеи национального освобождения и что в этом ее коренное отличие от русской, высказал в интервью Михал Ягелло ("НГ" от 23.12.99, "Ex Libris").

А.М.: Это имеет гораздо более глубокие исторические корни. Давняя шляхетская Польша, бывшая демократическим государством, пала потому, что дегенерировала в фазе анархии. Та шляхетская демократия характеризовалась философией "сам себе хозяин": у меня все права, просто потому что я есть. Мы - анархисты. Оттого у нас тоталитаризмы и не удаются. Еще это связано с отсутствием государственного сознания (и тут опять разница с русскими). У нас государство - продукт несколько искусственный.

(Похоже, еще одна ключевая проблема для понимании польской специфики. Ежи Гедройцу, редактору знаменитого эмигрантского журнала "Культура", принадлежит фраза: "Чувство государственности в Польше практически не существует".)

С.Х.: Было совершено открытие на массовом уровне, что можно жить и без государства. Это трудно. Однако возможно построить свою собственную внутреннюю жизнь, собственную культуру, как-то обходясь без организационной и административной структуры. Это восходит еще к традиции самоуправления, к XVII веку.

А.М.: Можно построить целое общество внутри чужого государства. Так было на рубеже XIX и XX веков, под российским и немецким господством, так было в период оккупации, так было при Солидарности...

И все-таки речь сводится к духовному противостоянию общности людей. Но если говорить о внутренней жизни отдельной личности, разве административная структура имеет к ней какое-то непосредственное отношение? Скажем, человек с русской ментальностью, как мне кажется, всегда отделял мышление политическое и, так сказать, частное.

Можно ли сформулировать в польской литературе проблематику, которая никоим образом не была бы связана с политикой?

С.Х.: В польской литературе достаточно назвать хотя бы имя Гомбровича, который был писателем неслыханно индивидуалистическим, можно даже сказать эготическим. Это пример глубокого проникновения в проблемы жизни личности, в те проблемы, которые не удается рассматривать в политических категориях. Проблематику свободы он анализирует в совершенно различных плоскостях: свободы политической и свободы личности. Он задумывался, например, над тем, может ли человек быть свободным в культуре. Над тем, как в межчеловеческих отношениях формируются зависимости, давления, ограничения, как человек может себя потерять, перестать быть собой. Быть собой, быть аутентичным человеком - это и есть главная тема Гомбровича, которая достаточно далеко отходит от политики.

Были также упомянуты Мрожек, Хласко, "несколько забытые сегодня" Иредыньский, Кшиштонь (чью книгу "Безумие" профессор Менцвель назвал "панорамой всех польских, и не только польских, призраков, которые обнаружили себя в сознании психического больного").

С.Х.: Еще одно имя, которое значительно повлияло на трансформацию бытовой философии свободы в Польше, - это Эдвард Стахура. Он был символом свободы в 70-х и имел огромную популярность у молодежи. Он искал иной формы жизни, занимая критическую позицию не только по отношению к коммунистической системе, но и к жесткой католической морали, и к мещанской морали стремления к успеху в борьбе за деньги. Из современных авторов можно назвать Стасюка (в определенном смысле наследующего Хласко) и Пильха, в творчестве которого прослеживаются очень интересные перемены в способе мышления о свободе...

Дальше последовал разговор о феминизме в польской литературе, но на этом, пожалуй, остановлюсь, дабы экспансией в новомодные области не раздуть сверх меры и без того порядочно разросшуюся тему. Стоп! А какую, собственно, тему?

Это ведь только потом, обдумывая варианты будущего текста, я поняла, что главным должно стать понятие "свободы". Это потом я поняла, что именно оно было связующей нитью разговора и возникло уже в самом начале, задолго до того, как впервые прозвучало слово.

А кстати, первый мой вопрос касался разницы в восприятии литературных задач писателем и критиком. Наверное, моим собеседникам не понравилось слово "задачи" и словосочетание "литературный процесс". Может быть, потому, что важнее всяких задач и выше всех процессов - свобода самовыражения и свобода непредвзятого восприятия.

С.Х.: Я все больше убеждаюсь, что историю нужно персонифицировать, а если и искать какие-то закономерности, то с большой осторожностью. Это раньше история литературы была заинтересована в нахождении общих явлений и сходств между писателями. Сейчас внимание прежде всего сосредоточено на том, как отдельные люди проявляют себя в культуре.

А.М.: А настоящая критика - это максимально глубокое проникновение в суть. Это диалог. Порядки же объявятся потом, и кто-то другой будет их устанавливать.
Значит, тема свободы?

А ведь она проявила себя даже в том, что в качестве темы не выдвигалась...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1390
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3630
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2047
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2323

Другие новости