0
744
Газета Маcскульт Интернет-версия

23.03.2000 00:00:00

Как мы получили атомную бомбу


Александр Феклисов. Признание разведчика. - М.: ЛГ Информэйшн Груп, ОЛМА-ПРЕСС, 1999, 480 с.

Олег Царев, Вест Найджел. КГБ в Англии. - М.: Центрполиграф, 1999, 491 с.

ОБЕ ЭТИ книги появились в то время, когда у граждан российского государства был еще выбор между Путиным и Примаковым в качестве президента. Это с одной стороны, с другой - война в Чечне. И последнее обстоятельство - эта мировая мода на различные службы безопасности и спецслужбы, такая же, как была на ковбоев, пожарников, полицейских и врачей. Часто обыватель интуитивно стремится воплотиться в разведчика - пусть даже на бытовом уровне. Пусть даже рассматривая людей на эскалаторе или следя за новостями в газетах. Этими причинами объясняется большой спрос на книги и фильмы о КГБ, ФСБ, ГРУ, причем в большей степени интересны документальные или сделанные под таковые. Этим объясняется и то, что мемуары Феклисова становятся массовой литературой. Этими же причинами вызвано появление на телеэкранах фильма о Викторе Суворове, авторе легендарного "Ледокола". Фильм появился именно сейчас, а не сразу, как только был отснят, поскольку теперь пришло его время. Последнее связано еще и с тем, что правды о Второй мировой сказано было слишком мало, ее история во многом была придумана, даже когда ненадолго были приоткрыты архивы в период перестройки. Кроме Второй мировой на территории России войн велось мало. Про эту войну мы уже стали готовы говорить, и потому что осталось уже мало тех, кто ее вел, и не осталось тех, кто ее затевал, этому причиной послужили события в Югославии и тот милитаристский дух, который был развит у населения пропагандой.

Книга Александра Феклисова посвящена делу Розенбергов и работе советской разведки в США. В ней есть достаточно любопытные детали. Вот, например, такие: "Во главе разведки стоял Павел Михайлович Фитин, стройный, спокойный, импозантный блондин", "Полученный от Розенберга образец радиовзрывателя был высоко оценен нашими специалистами на Родине. По их ходатайству было быстро принято постановление Совета министров СССР о создании специального КБ для дальнейшей разработки устройства и о срочном налаживании его производства". А вот это совсем хорошо: "Наши специалисты значительно усовершенствовали американский образец радиовзрывателя. С помощью такого усовершенствованного советского радиовзрывателя 1 мая 1969 г. на высоте около 20 км в районе около г. Свердловска был сбит вторгшийся на советскую территорию американский самолет-шпион "Локхид У-2┘" Особенно заинтересовал меня момент принятия автором важного решения: "Я задумался и прикрыл глаза. Вдруг в воображении я увидел Известный (так, именно с большой буквы в тексте. - К.К.) портрет Л.П. Берии, который через свои очки-пенснэ (так, именно с "э" в тексте. - К.К.) грозно смотрел на меня". Портрет кивнул, и разведчик принял решение.

Автор как "почетный сотрудник КГБ" способен говорить не только о победах, но и о поражениях, он также считает, что в отношении Розенбергов Москва повела себя неправильно, недооценив серьезность ситуации: "Признание СССР факта сотрудничества Юлиуса Розенберга и Мортона Собелла с советской разведкой и уточнение истинного характера этого сотрудничества смогли бы направить судебный процесс по другому руслу", "Выступление в защиту Розенбергов и Собелла Советского Союза, международный авторитет которого в последний период был очень высок, несомненно получило бы поддержку Китая, стран народной демократии, третьего мира, многочисленных прогрессивных партий и организаций┘"

Но история сослагательного наклонения не приемлет.

Помимо "дела Розенбергов" автор рассказывает и о проблемах агентурной сети. "Если мы будем выплачивать агенту большие гонорары, то он быстро построит дом, накопит денег и прекратит сотрудничать с нами┘" - говорит разведчик С.М. Семенов Феклисову. Собственно, этому правилу подчинялась вся тогдашняя политика спецслужб России.

Вторая книга ("КГБ в Англии") представляет собой адаптированный для читателя исторический пласт - разведывательные операции в Англии с 1917 по 1961 год. Большой объем информации, множество имен, отсутствие сюжета и авторское косноязычие весьма затрудняют чтение книги. Она не является научной, и в тоже время одной красочной обложки не достаточно для нее, чтобы войти в массовую культуру. Но, несмотря на это, она тоже представляет изрядный интерес. Например, малоизвестными фактами, редко публикуемыми фотографиями разведчиков - Барковкого, Квасникова, Фитина и других замечательных людей, которые уже вошли в историю и стали ее частью.

Интерес масс к "секретной" литературе оказывается вполне востребованным, и спрос рождает предложение. Разведчики и разведчицы выглядывают из-за страниц не только романов, но и множества мемуаров.

Их время прошло, другим стал расклад сил. Но, может быть, именно потому они стали вызывать такой интерес. Мода на них пройдет, как только люди насытятся информацией и свыкнутся с особенностями нового времени.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1606
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4065
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2251
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2535

Другие новости