0
656
Газета Маcскульт Интернет-версия

08.06.2000 00:00:00

Лицом к фольклору


Круг жизни. Составители Н.Будур, И.Панкеев. - М.: ОЛМА-Пресс; М.: СКЦ НОРД, 1999, 528 с. - (Русский дух).

"Современный читатель повернулся лицом к фольклору", - сообщают составители книги. Лицом не лицом, а повернулись, фольклор действительно становится моден. Это связано не с простым любопытством или случайностью, а с весьма конкретными причинами.

Россия - государство промышленное (несмотря на огромные пахотные территории) и урбанистическое. В деревнях уже мало кто остался, да и те почти все старики. Город, где проживает основная часть населения, "оторван" от села. Что там сейчас происходит, для многих загадка. Традиция забыта.

Мода появляется всегда на что-то редкое, новое. Или на то новое, которое хорошо забытое старое. Появление сегодняшней моды во всем мире, в том числе и в России, на славянский фольклор (не только русский) продиктовано именно этим. Это касается не только литературы, но и музыки (этим обусловливается появление групп "Иван Купала", "Воплi Вiдоплясова" и рост их популярности).

Интересно также и то, что последнее время мода на все "народное" имеет две составляющие - языческую и православную. Собственно говоря, православная традиция в некоторой степени включает в себя и языческую. Наиболее популярна последняя: Россия - православное государство. Это тоже часть госполитики: восстановлен храм Христа Спасителя, патриарх принимает активнейшее участие в политико-социальных делах и мероприятиях. К тому же Россия долгое время была атеистическим государством. Отсюда - своеобразная мода на "веру". Сначала появилась "любовь" к крестам, и никто не прятал их под рубашку - их выставляли напоказ, потом пришла мода на венчания в церкви (перед этим все повально кинулись креститься), потом на отпевания. Мода в России всегда была немного особенной: если в моде белые волосы или вертикальная химия, то каждый считает своим долгом применить это к себе, что уж говорить о любимой нами платформе┘

Мода - явление закономерное, политическое и социальное. Это, конечно, и так все знают. Но авторы вступительной статьи либо никогда не интересовались историей, психологией и собственной темой, либо живут где-то в изолированном мире. Разе не странно то, что они пишут: "К концу каждого века Россия (а тем более, что на дворе не только конец века, но и завершение тысячелетия), в отличие от прочих стран, всегда относилась мистически". Это неправда. Даже обсуждать это не буду, достаточно вспомнить, что творилось в средневековой Европе, ожидающей тысячный год, достаточно вспомнить, что было накануне века двадцатого, а если уж вспомнили, то зачем забывать, что все общественные ощущения то ли конца света, то ли еще какой напасти были присущи не только России, да и возникли не в ней, а пришли из Франции и Германии, впрочем, как и обычно. Зачем писать неправду, чтобы показать особый путь России, когда этот путь и так особый, но не оттого, что у них все не как у нас, а оттого, что у нас все немного иначе?! У всех все немного иначе. И это связано не со славянофильством и западничеством, а с менталитетом. Странно также и то, что авторы книги, претендующей на серьезность и актуальность, использующие серьезные работы, исследования, ссылаются на непонятно кого, то что в народе называется ОБС (одна баба сказала). Вот тому примеры: "Говорят, что три-четыре поколения должны прожить полностью вне языковой среды, чтобы их потомки вышли из конкретного языкового пространства" (кто говорит? Есть же конкретные исследования); "Кто-то придумал, что "я" - последняя буква в алфавите" (кто придумал? Даже комментировать не стану); "Говорят, что народ раскрывается в своих песнях, обрядах, былинах, плачах, сказаньях" (да кто же те мудрые мужи, которые говорят такие умные вещи, как их зовут?! Расскажите, мы так хотим это узнать!).

Это чудовищно.

Ладно, с "угнетенным языком" еще можно согласиться, если это не лингвистический термин, а эпитет такой (ну хотя бы где пояснили, да ладно), но все остальное абсолютно беспомощно, вот тому еще пример: "Учитывая, что история России - это история войн, остается не только поражаться живучести наших традиций, но и задумываться о насущной их необходимости для народа┘" Я не говорю уже о языке девятнадцатого века, применяемом во вступлении, я о другом - разве нельзя эту формулу применить к любому другому государству?! Да и теория заговоров и катастроф уже придумана, так зачем изобретать велосипед? Чтобы все по-русски? А что касается так называемой "живучести традиций", то наши традиции сохранились, пожалуй, хуже, чем в Германии после Второй мировой. Там-то, несмотря ни на что, их помнят, нам же стоило пожить при модном коммунизме семьдесят лет, как память народа почти очистилась. Да и раньше отделить истинно народное от всего прочего было не просто: стихи-то к большинству "народных" песен писали образованные дворяне, а не крестьяне - носители традиций. Но время стирает и это.

Традиции остались в прошлом, поэтому и стали модны. Интерес к ним, конечно, еще будет возрастать, но вряд ли их удастся применить к жизни, по крайней мере так, как это было в минувшее время. И это вполне естественно.

Вряд ли беременная женщина будет руководствоваться таким советом, как определить, кто у нее будет: "Мальчика же следует ждать, когда у последнего ребенка на шее волосы не заканчиваются косичкой; когда отец ожидаемого дитяти во время пути найдет кнут; когда кто-нибудь из семейных, выбежав с ткацким прутком, увидит прежде всех какого-нибудь мужчину <┘>" или по форме живота, - она преспокойно пойдет и сделает ультразвук. Это нормально.

Подобная книга должна быть не руководством к действию, а справочной литературой о жизни и традициях русских того времени, ушедшего времени. Этим требованиям книга вполне отвечает, и составлена она хорошо. В нее вошли Успенский, Костомаров, Шмелев и другие не менее замечательные люди. Интересны литературоведческим анализом работы Смирнова, интересен "Словарь родства" В.Харузиной. Это действительно любопытно - мы в городе употребляем применительно к родству приобретенному только "тещу" и "свекровь", в деревнях же применяют практически все и не путают, кто золовка, кто свояченица. Из приведенного словаря можно все это узнать, а также понять, чем отличаются братья единоутробные от единокровных - у первых общая мать и разные отцы, у вторых - общий отец, но разные матери.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1634
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4114
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2271
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2567

Другие новости