0
2440
Газета Маcскульт Интернет-версия

05.04.2001 00:00:00

Загадка голубя

Тэги: Юзефович, Костюм, Арлекин


Леонид Юзефович. Костюм Арлекина. - М.: Вагриус, 2001, 380 с.

РОМАН Леонида Юзефовича "Костюм Арлекина" - классический образец жанра. Это очень сложно, искусно, виртуозно выстроенное детективное повествование, в котором со строгой логичностью припрятана абсурднейшая деталь-ловушка: единственный человек во всем Петербурге, кто не знал об убийстве австрийского военного атташе, загадочном убийстве, взбудоражившем всю столицу Российской империи, был сам убийца. Или, точнее, один из убийц.

Писать о детективном романе по понятным причинам нелегко. Совесть надо иметь и не портить удовольствие будущему читателю, раскрывая пружины действия. С другой стороны, если уж говоришь о мастерски закрученной интриге, как же не указать на составляющие этого мастерства.

Ни одна деталь, ни одна подробность, отмеченные острым взором и цепкой памятью главного героя, начальника сыскной полиции Ивана Дмитриевича Путилина, не останутся без функции и без объяснения. Если в доме убитого промелькнет кошка "в щегольских панталончиках на задних лапах", то ей еще придется выступить в качестве эксперта. Если мучимому совестью персонажу в напавшем на него грабителе померещится ангел мщения, то его разыгравшееся воображение получит помимо психологического и самое неожиданное, остроумное и сугубо вещественное объяснение. В начале романа Путилин вспоминает, что имел несчастье познакомиться с убитым - "прошлой осенью, когда у того сперли с парадного медный дверной молоток. Князь тогда устроил такой скандал, что вся столичная полиция с ног сбилась, разыскивая это сокровище. Так и не нашли". Деталь сама по себе полновесная, выразительно характеризующая погибшего, но в конце романа откроется секрет досадной пропажи, работая на образ убийцы.

Детектив как строго логический жанр интеллектуальной загадки предоставляет вместе с тем особенно широкие возможности для изображения неотменяемого житейского абсурда. Исследования специфики этого абсурда - одна из несомненных удач романа. Единственный трезвомыслящий герой, начальник сыскной полиции, вынужден не только распутывать петли загадок, свитые самим фактом преступления, но и выдираться из все новых петель, которые дополнительно напутывают те, кому фантастические причины и следствия любого события кажутся самоочевидными. Грандиозный политический заговор в качестве всеобъясняющей роковой пружины всего происходящего представляется необходимым в равной степени жандармам и судачащим обывателям, хотя те и другие видят и объясняют его по-разному.

"Непочтительное" изображение Третьего отделения Его величества канцелярии и Корпуса жандармов не может не остановить на себе внимания: по нынешним временам это странно, у нас как-то незаметно сложилась "жандармолюбивая" традиция. У Юзефовича жандармам, по сути дела, не нужно настоящее раскрытие преступления и неудобны действительные убийцы: из соображений "блага России", которое почему-то всегда совпадает с их собственным, они намерены подставить на место убийцы "подходящего человека", внушая то одному, то другому горемыке, что взять на себя вину - его долг.

А Путилин, "раб опыта", знает, что "самые главные заговорщики - случайность и страсть".

В общем, главный герой одной рукой ловит преступников, другой спасает невинных от уготованной им роли, а в итоге, с блеском разгадав многочисленные загадки, с треском слетает со своего поста начальника сыскной полиции. "На Толкучий рынок! Квартальным надзирателем!" Каким образом он вновь оказался на своем месте, выяснится в следующих романах. Изображенный с несомненной теплотой, Путилин получился живым и убедительным: автор чрезвычайно успешно преодолел грозный риф всякого детективного повествования - опасность голой функциональности центрального персонажа, "машины по разгадыванию загадок".

Первый роман о сыщике Иване Дмитриевиче Путилине появился в рамках проекта "Остросюжетная проза - новая серия "Вагриуса". Впрочем, Виталий Бабенко, директор "Вагриуса" по спецпроектам, призывает не концентрироваться на слове "серия": "Это не столько серия, сколько принцип, программа, концепция. Остросюжетные произведения высокого художественного уровня всегда присутствовали в планах издательства. Но раньше мы не выделяли их из общего потока, а теперь выделили. Структурировали это жанровое пространство, оставив главным условием - художественное мастерство".

Роман "Костюм Арлекина" предварен эпиграфом, который подобрал не кто-нибудь, а сам главный герой. "Пришел посол нем, принес грамоту неписану". Старая русская загадка. Отгадка: голубь принес в ковчег Ною зеленую веточку, свидетельствующую, что потоп пошел на убыль. Что бы этот эпиграф означал? Пойдя против собственных критических установок, я позвонила автору и прямо спросила, что имел в виду его герой? Но автор не дал мне нарушить мои же принципы и твердо ответил, что не знает. Так что поломаем голову вместе.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
657
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
574
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
687
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
477

Другие новости