0
1903
Газета Маcскульт Интернет-версия

21.02.2002 00:00:00

Все войны мира

Тэги: ротарь


Игорь Ротарь. Пылающие обломки империй. Заметки фронтового корреспондента. - М.: Новое Литературное Обозрение, 2001, 128 с.

ЖУРНАЛИСТ Игорь Ротарь работал во всех конфликтных зонах бывшего СССР, а также в Афганистане, Китае (Синьцзян-Уйгурский Автономный Район), Боснии и Герцеговине, Хорватии, Югославии (Косово), Албании, Руанде и Конго. Книга изобилует богатым фактическим материалом. Так, автор приводит стенограммы своих бесед со многими международными террористами (например, с Шамилем Басаевым), рассказывает об образе жизни наемников в разных уголках земного шара, описывает, как он нелегально пересекал вместе с контрабандистами таджикско-афганскую границу.

Каждая из главок книги показывает одну из граней войны на примере различных точек земного шара. Так, например, глава "Дети" начинается с описания игр чеченских детей: "Чеченские дети не только играют в войну, но и нередко принимают в ней участие. Детям легче пройти через русские посты, и они нередко работают разведчиками и диверсантами. В Чечне растет новое поколение, для которого война станет привычным образом жизни". А вот к чему это, рано или поздно, приведет: "Двадцатипятилетние афганские моджахеды показывали мне свои детские фотографии: "Здесь нам по двенадцать лет, тогда мы еще не могли воевать наравне со взрослыми и, как все афганские дети, подкладывали бомбы под советские танки. Когда же подросли, то смогли взять в руки оружие". Мир этих молодых людей был странен. По сути, их жизнь ограничивалась военными лагерями в Пешеваре и афганскими горами. Они не умели ни читать, ни писать, но зато могли за минуту собрать автомат Калашникова с закрытыми глазами".

Мародерство - непременный атрибут любой войны. Не стала исключением и Чечня. Так, солдаты в Грозном заходили в дома, памятуя о следующей инструкции командования: "В подъезд входить вдвоем - сначала граната, потом ты". С помощью гранат на этажах выносились двери, а вместе с ними электроника, телевизоры и другие предметы, представляющие хоть какую-нибудь ценность. На многих домах в Грозном можно было увидеть надписи следующего содержания: "Квартира ограблена уже три раза: просьба не беспокоить".

Главу "Этнические чистки" автор начинает с описания гражданской войны в Руанде, где "банды вооруженной мачете молодежи, ворвавшись в деревню своих врагов, не щадили ни грудных детей, ни беременных женщин". Однако, как показывает, Игорь Ротарь, этнические чистки характерны далеко не только для далекой Африки, но и, увы, для считающейся цивилизованной Европы. Сначала он, как очевидец, описывает изгнание в 1999 году албанцев из Косово. Затем рассказывает о новой волне геноцида, жертвами, которого на этот раз оказались уже сербы.

Игорь Ротарь подмечает интересный парадокс, проявившийся во многих горячих точках мира - неожиданный антисемитизм местных жителей, которые зачастую даже и не видели евреев. Так, например, до войны чеченцы относились к этому народу достаточно доброжелательно, сегодня же ситуация изменилась резко. Автору неоднократно приходилось слышать от самых разных людей в республике, что "чеченцы стали жертвой мирового сионистского заговора" и "евреи руками глупых русских убивают мусульман".

"До начала новой российской военной кампании в Чечне на территории республики содержалось около 1000 заложников. По оценкам специалистов, в среднем на одного невольника приходится пять охранников, еще столько же людей осуществляют захват "товара" и столько же посреднические услуги. То есть в работорговле участвовало около 15 тысяч человек, что составляло около 15% мужского населения республики. Если же учесть, что, как правило, жена и дети преступников знали, чем занимается их глава семьи, то число людей, косвенно связанных с работорговлей, получается и вовсе фантастическим", - пишет Игорь Ротарь в главе "Торговцы живым товаром". По его мнению, нельзя поручиться, что в самое ближайшее время "работорговля" не станет популярным "профессией" во многих горячих точках бывшего СССР.

Книга Игоря Ротаря ценна именно как свидетельство очевидца практически всех войн конца двадцатого столетия.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2274
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5075
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2792
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3219

Другие новости