0
4067
Газета IN MEMORIAM Интернет-версия

17.03.2016 00:01:00

До тепла не дотянул

Александр Курбатов

Об авторе: Александр Иванович Курбатов (Демин) – поэт, прозаик, краевед, член Товарищества Мастеров Искусств «Осумасшедшевшие Безумцы».

Тэги: юмор, поэзия, воспоминания, авангард, музыка, панк, рок, подмосковье, искусство, эротика


юмор, поэзия, воспоминания, авангард, музыка, панк, рок, подмосковье, искусство, эротика

Немиров все время стремился найти концентрированное выражение жизненного счастья. Фото Максима Кузнецова

Мне повезло. Я пережил момент рождения литературы. Ну, то есть вот такое чувство – что не было никакой литературы, а вот сейчас она рождается.

Это чувство прекрасное и очень мощное – как присутствовать при сотворении мира.

Попробую объяснить подробнее. Конечно, литература существовала. Ну, как для русского человека начала XIX века существовали всяческие греческие-римские авторы, исторические писания, переводные сочинения – все это, может, и интересное, но отдельное, про чужое, изложенное специальным языком.

Вот так и для меня было до января 2001 года: ну, есть какая-то литература, ну, можно ее читать, какое-то удовольствие в этом находить.

И тут попадает ко мне книжка Немирова «Некоторые стихотворения, расположенные по алфавиту». Точнее, по порядку не совсем так. Сначала на меня в книжном подвальчике Ad marginem на Новокузнецкой упала книжка «Волшебная страна» Максима Белозора.

Там была глава про Немирова и присутствовали цитаты из стихотворений – пять строчек из одного (не совсем точных) и одна строчка из другого. Но засели строчки сразу и намертво. Идешь где-нибудь по льду, против ветра, и про себя проговариваешь: «Станция «Речной вокзал» – поезд дальше не идет», и как-то весело становится ветру, зиме и прочей бякости сопротивляться.

А потом уже, через неделю, я обнаружил на тех же полочках сверху и книжку стихов самого Немирова.

Первым делом прочитал ее всю прям тут, в магазине. Купил и потом перечитывал и перечитывал. Стихотворения там были какие-то саморазрывающиеся в попытках описания действительности. Но и вместе с тем наоборот – какие-то непонятно почему гармоничные и непонятно чем вызывавшие радость.

И еще были комментарии к стихотворениям, не очень подробные, иногда просто дата и место написания, но комментарии очень нужные и равноправные со стихотворениями.

Из всего этого вырисовывалась жизнь – настоящая жизнь, вроде и похожая на окружающую жизнь, но более честная и правильная.

В общем, тогда я как-то почувствовал то, что позднее обнаружил сформулированным (самим же Немировым сформулированным): поэзия – она не в буквах, не в описании существующей жизни и не в придумывании жизни какой-то другой, поэзия – это создание жизни. Вот хочется тебе такой жизни – так давай, делай ее! А буквы – это только один из возможных способов фиксации. Можно это же делать при помощи музыки, при помощи всяких изобразительных искусств, можно просто проснуться в 5.30 утра в одних носках возле метро «Кожуховская», и в этом будет больше поэзии, чем в собрании рифмованных сочинений.

Подействовало это настолько вдохновляюще, что у меня периодически непроизвольно начали образовываться в голове немировообразные стихотворения, в основном в процессе хождений по городу. И состояние в момент, когда они образовывались, было особенным, не воспроизводимым намеренно и сознательно.

Книжку Немирова везде таскал с собой. «Волшебную страну» тоже таскал – они как бы слились, образовывая вдвоем эту новую литературу. Хотелось такой литературы еще. Стал внимательнее просматривать полки с поэтическими книжками в магазинах. Находил что-то близкое, близкое к этому близкому. Надеялся где-то что-то еще найти Немирова (или хотя бы про Немирова). А то ведь было даже непонятно – жив ли этот человек. Почти половина из тех, о ком было в книге «Волшебная страна», были обведены там черными рамочками. Немиров обведен не был. Но книга вышла в 1999 году, два года назад, как и книга стихов Немирова.

Поэтому я очень обрадовался, обнаружив в мае на тех же полочках в Ad marginem, где лежали книжки издательства «Красный матрос», книжку «Некоторые стихотворения, расположенные по алфавиту – 2». Издания 2001 года. Значит, жив.

Потом обнаружил еще одну книжку Немирова: «А.С. Тер-Оганян. Жизнь, судьба и контемпорари арт». Там было то, что в книжках стихов присутствовало в виде комментариев, но разросшееся до размеров целой книги.

Еще позже, по осени, обнаружил на подоконнике в клубе «Пир О.Г.И.» на Новокузнецкой журнал «Факел», где была заметка Льва Пирогова про поэзию Немирова, и в конце заметки был интернет-адрес «Немировского вестника». Адрес я переписал в записную книжку. Нашел, распечатал имевшиеся на тот момент выпуски «Вестника». Еще через какое-то время, в 2003 уже году, обнаружил «Русский журнал» – russ.ru, а в нем регулярные выпуски «Всё о поэзии». Последовательно и их распечатал. (Дома тогда компьютера не было, зато на работе была возможность для проверки ремонтируемых принтеров посылать на печать довольно большие объемы.) «Всё о поэзии» построено было по принципу энциклопедии. Статьи «Амфибрахий», «Акмеизм», «Агдам». Новая литература вбирала в себя старую, которая тоже оказывалась замечательной в некоторых своих явлениях – так зачем же ее сбрасывать!

Постепенно осваивая Интернет, нашел форум «Всё о поэзии». И к осени 2004 года прочитал его к самому началу, то есть на три года назад (сам форум к тому моменту уже переехал на сайт «Глупый дом»). Узнал про «Осумбез», Гузель, Емелина, Родионова, Богомякова, Дмитрия Данилова, Владимира Нескажу, Софрония. Точнее, не про них узнал, а их самих узнал, как живых людей, правда, пока только в одностороннем порядке.

Новая литература разрасталась и постепенно захватывала собой всё.

Я потому так подробно все это описываю, что поневоле возвращаюсь в тогдашнее состояние, и хочется это состояние продлевать и продлевать.

Далее начал по возможности посещать акции «Осумбеза». Регулярные коллективные выступления к тому времени как-то иссякли, но случались эпизодические – чтения Родионова в «Фаланстере», презентации книжек Дмитрия Данилова, Гоши Манаева, Владимира Нескажу.

В январе 2005-го на выставке «Россия-2» в ЦДХ «Осумбез» участвовал в немировском

проекте «Бумажечки» – куча нарезанных бумажечек с текстами авторов товарищества, висящих по стенам и лежащих ворохами на столах. Посетители выставки могли себе бумажечки утаскивать. Ко второму дню предварительно напечатанные и нарезанные бумажечки закончились. Гузель Немирова бросила на форуме клич: кто может срочно допечатать? Я вызвался. Напечатал пачку листов и отнес в ЦДХ. И еще пару раз пришлось допечатывать.

В мае-июне 2005-го в клубе «Живой уголок» в подвале на Тульской проводилась серия вечеров к трехлетию «Осумбеза». Один из вечеров – Владимира Нескажу – пришелся на 25 мая, день отключения света в Москве. Сначала вытащили столы на улицу, сидели там. Но потом поднялся ветер, на нас посыпались ветки и целые сучья с деревьев. Спустились в подвал, нашли несколько свечек, продолжили там.

На следующий день голосованием на форуме меня приняли в «Осумбез». Считаю, что незаслуженно. Но тогда как раз начали всех принимать.

А в сентябре «Осумбез» развалился.

Неокончательно. Окончательно развалиться он не мог. Но того товарищества, что было раньше, уже не было. Была инерция. Люди остались те же, каждый с каждым вроде бы в дружеских отношениях, но уже каждый отдельно. Возможно, это естественный процесс в развитии любых группировок.

Немиров переживал этот распад, наверное, тяжелее всех. Воспринимал как предательство: вот – вывели космические корабли на орбиту, а они вместо покорения космоса занялись обустройством и комфортом.

Были попытки как-то заново все воссоздать: издательство «Ракета», «безумные вторники» в галерее Гельмана на Винзаводе. Но сил Немирова и Гузели на постоянное подталкивание уже не хватало. Со здоровьем становилось все тяжелее. С организацией осумбез-вторников я пытался помогать, но у меня не было нужного напора ярости, как у Немирова, и нужных способностей к организации и общению, как у Гузели.

И осумбез-вторники плавно сошли на нет.

Немиров еще раз собрался с силами и вместе с Игорем Плотниковым организовал, наверное, самый безумный свой проект – «аРрок Через Океан». Немиров у себя дома, в Королеве, записывал вокальные партии с минималистичными текстами, а Плотников (находясь то в Канаде, то в Голландии, то в Конго) сводил эти партии с компьютерной музыкой. За процессом работы можно было следить по километровым обсуждениям в ЖЖ Немирова – как и что нужно делать, что поменять.

Во время коротких наездов Плотникова в Россию им удалось собрать даже реальную группу – с инструментами (гитара, бас, клавишные, ударные и балалайка), с женским вокалом и танцевальной группой поддержки.

Было несколько концертов, съемки клипа у фонтана «Дружба народов» на ВДНХ, поездки в Пермь, в Тюмень и в Питер.

Общая идеология проекта – все то же упорное стремление Немирова найти концентрированное выражение жизненного счастья, на этот раз музыкальными средствами, и создать вокруг этого самоорганизующуюся среду, не опирающуюся ни на какие официальные институты. Ну, а в перспективе – власть над миром, победа всего хорошего над всем плохим.

Не получилось.

Последний проект Немирова – живопись. Рисование красоток, и международно признанных, и тех, кого лично знал по жизни. Проект затворнический и трудоемкий: научиться рисовать, практически с нуля, делать кучу вариантов, кучу попыток, постепенно добиваться нужного. Техника изображения – в стиле самодельных трафаретов 70-х годов. Не знаю, была ли у Немирова в детстве такая всеобщая мода, у нас, помню, что была – делать из бумаги трафареты и пропечатывать краской или чернилами, ручкой на футболках, школьных сумках.

Те немногие картины-трафареты, которые Немиров показывал, выглядели очень даже профессионально и впечатляюще.

У меня была идея – сделать уличную галерею: на стенах гаражей или на заборах пропечатать ряды этих картин, собраться и коллективно сделать. Даже забор конкретный присмотрел, не залепленный граффити.

Немиров говорил, что да, можно, надо только тепла дождаться.

В тот год как-то не собрались, а в этом Немиров до тепла не дотянул.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1432
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3708
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2088
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2359

Другие новости