0
2328
Газета IN MEMORIAM Интернет-версия

13.04.2017 00:01:00

Шаброль, Годар и инакомыслящие

Тэги: кино, поэзия, годар, трюффо, шаброль, евгений евтушенко, сталин, репрессии, гулаг, александр мень, алиса фрейндлих, екатерина васильева


60-е кажутся невероятными даже тем, кто их счастливо застал. И дело не только в кинематографическо резкой смене общественной картинки. Дело не только в надежде обрести другой мир, широкий и многообразный, до этого закрытый запретами и страхами. Дело не в личностных ощущениях, которые становились зеркальным отражением перемен общих. Дело в удивительно высоком качестве интеллектуального продукта, производимого в ту эпоху. Искусство той эпохи – это люди с другой группой крови. Но их появление было предопределено – как предопределено было 14 декабря 1825 года. Войны, кровавые и страшные, как ни странно, способствуют приходу инакомыслящих и иначе чувствующих. Послевоенная жизнь взяла реванш – появившиеся на свет в канун войны внуки дедов-революционеров и сыновья сгинувших в чистках отцов, они, молодые и отчаянные, безумно талантливые открывали новую эпоху. Как и откуда вдруг взялась эта открытость и свобода? Куда делось это «рабство поколений», о котором так любят сейчас поговорить? Не в истоках и основах ли дело? Не в традициях ли, которые наша культура сумела сохранить?

Биографии были не похожи. К младшему судьба щедра. Старшему она была мачехой – Михаил Калик был приговорен к 20 годам лагерей, прошел Озерлаг. В 54-м реабилитирован. Ему 27, он пытается начинать жить заново – возвращается во ВГИК на курс Сергея Юткевича. А в это время в Литературном институте уже два года как учится не получивший аттестата средней школы Евгений Евтушенко. Он уже автор сборника стихов и член Союза писателей. Это какую жар-птицу надо было ухватить за хвост мальчишке 20 годов, выпускающему сборники стихов?

А Калик тем временем снимает кино. Сначала ассистентом режиссера, затем сам как режиссер. В 60-м году его фильм «Колыбельная» получил диплом почета на фестивале в Локарно. Появление фильма-притчи «Человек идет за солнцем» говорит о том, что этот художник – художник оттепели. И он не только талантлив, он не только обладает своим взглядом на мир, своим почерком. Он становится одним из тех, кто способен изменить мировой кинематограф, как меняли его в это время Франсуа Трюффо, Клод Шаброль и Жан-Люк Годар. Французская «Новая волна», неореализм в Италии, в СССР – Хуциев, Данелия, Кулиджанов и, конечно, Калик.

Впрочем, в действительности было все не просто. И слава к режиссеру пришла обходным путем, и помог ей Иван. Пырьев. Тот устроил премьерный показ в Москве. В 1962 году картина Михаила Калика была вторым из трех самых лучших фильмов года. Первым был фильм «Девять дней одного года» Михаила Ромма, а третье место тогда заняли «Иваново детство» и «Когда деревья были большими».

Этот год был успешным и для Евтушенко. Впрочем, это был даже не успех. Это был триумф. Подскажите мне, где, в какой стране и какой поэт собирал стадионы? Гражданская поэзия и лирика одинаково мощно и проникновенно звучали в его исполнении. Это было не просто чтение стихов. Это было проживание жизни, такой, какой она обычно и бывает – со взлетами, падениями, ошибками, сомнениями и любовью. Наверное, это привлекало всех, кто до отказа заполнял трибуны.

Любовь. Как непривычно смело, открыто, искренне говорили о ней тогда во всеуслышание. Любовь – это теперь не просто чувство, ей придается особое значение. Это часть жизни, сложно выстроенная, но почти такая же важная, как гражданская позиция. 60-е, подчеркнув деликатное отношение к личному, возводят любовь на новый пьедестал: гармоничная личность – это чувствующая личность.

Такие разные, такие не похожие, создающие эпоху Евтушенко и Калик пересеклись творчески однажды. И этот союз был великолепен. Михаил Калик снимает фильм «Любить». Он снимает его в стиле «синемаверите» – «киноправда». Он знал, что опять посыплются упреки, он знал, что, как и в истории с фильмом «Человек идет за солнцем», у него будут проблемы с прокатом. Но Калик не меняет своих решений, он снимает полнометражную ленту, используя сразу два приема – прием документалистики и прием художественного кино с готовым сценарием. Упрекавшие его в подражании европейскому кинематографу – и впрямь в эти годы французы экспериментируют на съемочных площадках, а вернее, покидают их и выходят на улицы с камерами, заставляя обычных прохожих играть навязанные роли, так вот, упрекавшие забывали, что стиль «синемаверите» был применен в СССР еще в 20-х годах Дзигой Вертовым. Именно так – «киноправда» («синемаверите») назывались его документально-художественные фильмы. В 50–60-х известный прием получил лишь теоретическое обоснование.

Фильм Калика, начинающийся и заканчивающийся документальными кадрами, включает четыре игровые новеллы. И случайные прохожие, и специально приглашенные для интервью (молодой священник Александр Мень), и актеры, играющие роли в художественных частях, все пытаются ответить на один вопрос: что такое любовь? У Калика работают звезды – Алиса Фрейндлих, Екатерина Васильева, Марианна Вертинская, Сергей Гурзо, Светлана Светличная. И он, обладающий удивительным творческим чутьем, выстраивает фильм с такой художественной точностью, что разницы между обычным прохожим и профессиональным актером почти не чувствуешь. Фильм пронизан таким напряжением, что и документальные кадры, и постановочные смотрятся с одинаковым интересом.

Но дело не только в мастерстве и не только в животрепещущем вопросе фильма. «Любить» – это еще и удивительный документ эпохи. Мы наблюдаем типажи, лица, манеру держаться, одежду, прически. В отличие от молчаливой хроники с закадровым дикторским текстом, герои Калика живые собеседники, они рассуждают, спорят, сердятся, обижаются. Они раскрываются перед камерой, и зритель узнает не только их, зритель знакомится со временем. Наблюдая, вдруг замечаешь красоту этих людей, их умение говорить и держаться. Михаил Калик оказал потомкам неоценимую услугу. Он не только попытался ответить на этот вечный вопрос – что такое любовь, он познакомил нас со своими современниками. Люди, которых снял Калик, умны, грамотны, прекрасно выглядят, они свободны в суждениях и выражениях эмоций, они полны достоинства. Сколько бы я ни смотрела этот фильм, я не переставала удивляться логике тех, кто его запрещал. Люди, которые попали в кадр к Калику, – лучшее свидетельство позитивности происходящих в то время перемен и лучшая пропаганда успехов социализма.

В каждом шедевре важен последний мазок. Настоящий художник знает цену последнему аккорду. Не исключение и Калик – он был способен на безошибочный выбор камертона.

* * *

Они ушли один за другим – Евтушенко и Калик. Они ушли, как уходят немолодые безумно талантливые люди, успевшие многое пережить и успевшие свершить самое главное в своей жизни, но ощущающие такую естественную потребность в продолжении. Они ушли, как уходят сильные и независимые люди, у которых может быть только один враг – время. Мы, провожающие их, мысленно подводим черту – эпоха была, эпоха ушла. Между этим «бездатьем» невероятной ценности наследие. Оно огромно – километры пленки и книги стихов. И среди этого есть один маленький, двухминутный эпизод, словно отрывок чьей-то жизни. Тот самый камертон. Тот самый финал фильма «Любить», та самая точка, поставленная Каликом. В этом эпизоде только одна профессиональная актриса, все остальные – обычные горожане. Этот эпизод лаконичен, как клип, и драматичен, как роман. Он монохромен, но расцвечен палитрой чувств. В нем не звучит ни слова, но за кадром есть музыка и стихи. Этот эпизод, как искусно вырезанный из черной бумаги профиль того времени, тонкий и выразительный. Он почти гениален по сложению составляющих, по их соответствию. Дождь, уличное кафе, беспечно выпивающая компания, одинокая замерзшая девушка в белом берете. И музыка Таривердиева, и стихи Евтушенко: «Поздно, мне любить тебя поздно!»

Мы стараемся помнить, не позволяя неприлично выворачивать наизнанку карманы чужой одежды тем, кто ищет изъяны в чужом таланте, характере, судьбе. Мы стараемся помнить, не давая невеждам относиться к классику как к вульгарной достопримечательности. Мы стараемся помнить, отлично отдавая себе отчет, что не создали еще ничего подобного. Что у нас есть отдельные имена, но нет золотого века. Каким было то время – век двадцатый, годы шестидесятые.

Берлин (Германия)


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
723
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
638
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
751
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
517

Другие новости