0
1543
Газета Москва Интернет-версия

05.03.2010 00:00:00

Межгород на привязи

Виктор Травин

Об авторе: Виктор Николаевич Травин - президент Коллегии правовой защиты автолюбителей.

Тэги: пдд, безопасность, транспорт


Приложение к Правилам дорожного движения – «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации┘» в редакции от 1 марта гласят, что запрещается эксплуатация транспортных средств, если «отсутствуют ремни безопасности и (или) подголовники сидений, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства или Основными положениями┘». А Основные положения, дополненные новым пунктом, в свою очередь, говорят о том, что «в автобусах, используемых для перевозки пассажиров в междугородном сообщении, места для сидения должны быть оборудованы ремнями безопасности». Совокупность этих норм, таким образом, прямо предусматривает, что в автобусах, предназначенных для перевозки пассажиров в междугородном сообщении, ремни безопасности и (или) подголовники должны быть установлены независимо от того, предусмотрены ли они заводом-изготовителем.

Похоже, что постановление кабинета министров готовилось в состоянии паники, вызванной чередой автокатастроф, при явном желании решить проблему безопасности пассажирских перевозок немедленно! Однако рассчитывать на то, что один росчерк пера способен сохранить человеческие жизни, едва ли приходится: поспешность в принятии постановления привела к образованию некоторых правовых коллизий, которыми не преминут воспользоваться перевозчики.

Первая коллизия обнаруживается уже в требовании: автобусы «должны быть оборудованы». Поскольку это положение не содержит прямого указания на то, кем именно они должны быть оборудованы, не исключено, что оно в первую очередь относится к заводу-изготовителю. Ведь в противном случае – и это вторая коллизия – возникает вопрос к органу, выдавшему на транспортное средство Сертификат соответствия: как можно было тот или иной автобус, не оборудованный ремнями безопасности, считать соответствующим требованиям ГОСТов и тем самым разрешать его реализацию через торговую сеть? И как можно предъявлять новые требования к конструкции транспортного средства, если технические требования, предъявляемые к нему государственными стандартами, не изменились?

Очевидно, что уже сегодня во избежание наложения штрафа за выпуск на линию транспортных средств, не оборудованных в соответствии с требованиями правительства, автоперевозчики позаботятся об установке ремней безопасности любым, возможно, даже кустарным способом, без соответствующего разрешения на внесение изменений в конструкцию автобусов. И лишь потому, что на переоборудование им было отпущено всего три дня! Приведет ли это к снижению числа автокатастроф, можно предположить с весьма большой долей вероятности. Третья коллизия содержится в довольно неоднозначной формулировке «┘ремни безопасности и (или) подголовники┘». Кто и как будет решать при проверке на дороге, что именно должно быть установлено: ремни или подголовники или то и другое? Инспектор ДПС будет считать, что требуемые элементы конструкции необходимы в совокупности, а водитель автобуса будет полагать, что достаточно только, например, подголовников.

В чью пользу решится конфликт, тем более – гадать не стоит.

Однако самая удивительная коллизия обязательно проявится тогда, когда встанет вопрос о привлечении к ответственности водителя, перевозящего пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности, по статье 12.6 КоАП РФ. В указанной статье прямо говорится: «управление транспортным средством водителем, не пристегнутым ремнем безопасности, перевозка пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности, если конструкцией транспортного средства предусмотрены ремни безопасности┘» влечет наложение штрафа на водителя в размере 500 рублей. Из смысла этой статьи следует, что привлечь водителя, пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности, даже по новой норме возможно не во всех случаях: наказанию подлежит только тот водитель, пассажир, которые не пристегнулись ремнями, предусмотренными конструкцией транспортного средства! Иными словами: поскольку в статью 12.6 КоАП РФ законодатель не внес изменений, согласующихся с требованиями правительства, то в автобусе, оборудованном ремнями кустарным способом, то есть не предусмотренными конструкцией, водитель наказанию не подлежит!

Кстати, если перевозчик не позаботится об установке ремней, то и пассажиров привлекать к ответственности по статье 12.29 КоАП РФ за нарушение ПДД тоже будет невозможно, ибо наказанию подлежит лишь неисполнение того требования, которое, безусловно, исполнить возможно. Если бы законодатель подошел к решению проблемы безопасности системно, то в первую очередь усилил бы ответственность не водителей и пассажиров за нарушение ПДД, а сотрудников органов ГИБДД, рассматривающих административные дела. Ведь каждое должностное лицо обязано при рассмотрении дел выяснять причины и условия, способствующие нарушению, и принимать меры к их устранению. Во всех автокатастрофах, случившихся за последние годы на российских дорогах, гибель людей была вызвана отнюдь не халатным отношением к ремням безопасности, а в первую очередь нарушением ПДД, не связанным с применением ремней: превышением скорости, выездом на встречную┘ Стало быть, до тех пор, пока причины и условия не будут устранены, количество аварий, увы, не пойдет на убыль. Впрочем, у нас так принято: бороться с плесенью, а не с сыростью┘


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2196
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1345
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1666
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
1043

Другие новости