0
959
Газета Москва Интернет-версия

22.10.2010 00:00:00

Москва: Жизнь остановится в 2025 году

Александр Стрельников

Об авторе: Александр Иванович Стрельников - ведущий научный сотрудник ЦНИИП градостроительства, советник РААСН, кандидат технических наук.

Тэги: москва, генплан


После ухода с поста столичного градоначальника Юрия Лужкова уже не раз от разных экспертов прозвучали слова о необходимости пересмотра Генплана Москвы. Но временно исполняющий обязанности мэра Владимир Ресин заявил, что документ хороший. Однако остались некоторые вопросы к генплану, вытекающие из транспортного анализа.

Следует согласиться с авторами о необходимости практически удвоить плотность магистралей. Торопясь завершить утверждение проекта в мае, авторы в финальной представленной в Интернете редакции проекта наполнили текст «первомайскими лозунгами»: увеличим, расширим, повысим класс. Но где? Полагается, что все эти обязательства должны быть зарезервированы гарантированными трассами, габаритами, зонами ограничения застройки (добавлю: регламентом функционального назначения и емкости). Однако понятие резерва в проекте не обнаружено. Юридически оформленные «красными линиями» трассы бывших хорд отданы под жилую застройку, полосы воздушных электропередач также планируется застроить жильем, игнорируется интереснейшее предложение германского доктора Липпа Strassenhaus, совмещающее дефицитную в нашем городе функцию многоэтажной парковки с магистралью поверху. Создается впечатление, что проект содержит строительные предложения на период до 2025 года, а дальше жизнь как будто останавливается. Но наши учителя напоминали, что стратегический проект города необходимо рассчитывать на столетия. Особенно его инфраструктуру, к которой относится и транспортная система.

Начиная с периода индустриализации города формировались под диктатом промышленного строительства, лишь долей которого было первоочередное жилищное строительство и только при непреодолимой потребности также первоочередное развитие инфраструктуры. В итоге накопился огромный инфраструктурный долг. Длительное время при малой автомобилизации с этим мирились: всегда оставался некоторый резерв малонагруженных улиц, лишь общественный транспорт повышал мощность, к заводам и стадионам надо было подвозить, а другие интересы горожан не входили в планы руководства. Сформировался стереотип мышления: наличие временных резервов транспортной системы допускает практически любые архитектурные фантазии (при условии ограниченных конструктивных возможностей). Но сейчас и резервы кончились, и конструктивные возможности возросли до опасных для функционирования последствий. Никто не смог предъявить экспертизе последствия от уплотнения застройки или нагрузку от задуманного кольца небоскребов.

Я полагаю, что отсутствие квалифицированных расчетных транспортных обоснований принятого планировочного решения является очевидной «слабостью» проекта. А может быть, даже желанием скрыть истинные огрехи проекта от экспертизы, общественности и строительного лобби. Чего стоит ход рассуждений в обосновывающей (по Градкодексу необязательной) части проекта: «из двух версий доли перевозки на автомобиле (20% сейчас или 30% при росте автомобилизации) принимаемые 20% либо 30% требуют строительства недостижимых сотен км магистралей»!!! Так предположите, что сейчас только 10%, и у вас исчезнут заторы? Я не понимаю, как при наличии диплома о высшем образовании, тем более ученой степени, можно позволить подобную неряшливость мысли.

Второе упущение авторов - в последовательной уступке Градкодексу в игнорировании понятия агломерации (используется эвфемизм «реальный город»). Но к концу проекта НИиПИ генплана уже располагал информацией, что 1 250 000 жителей области трудятся в Москве! Этому соответствует примерно 3 млн. сопряженного населения. Спасибо белорусскому экономгеографу И.Г.Хасдану, раскрывшему базу данных Пенсионного фонда, где содержатся адреса места жительства и работы. Нет, проект делался в границах административного подчинения! Это одна из бед ситуации: Москва и область являются самостоятельными субъектами Федерации, решения (по Градкодексу) принимаются раздельно и могут согласовываться лишь в вышестоящих инстанциях. Полагаю, что Общественная палата могла бы помочь найти решение. В моей исследовательской практике был анализ транспортных парадоксов Объединенного Берлина, в котором оба правительства запрещали проектировщикам вступать в контакт, однако, тайно встречаясь на курортах, профессура обеих сторон согласовала инфраструктуру объединенной (в неопределенном будущем) градостроительной системы. А что же нам мешает?

Третье упущение – разрыв между политикой застройки и развитием инфраструктуры. По данным Хасдана, 38% мест труда сосредоточено в центре на 6,5% территории. При такой концентрации преобладают центростремительные потоки и никакие кольца не спасают. Тем не менее идея колец присутствует в генплане как панацея. При этом не следует забывать, что перевод обычной магистрали в категорию инженерно обустроенной многоуровневой дороги исключает обслуживание прилегающей застройки (вспомните Третье кольцо). Теперь представьте судьбу Ломоносовского проспекта, который планируется как элемент Четвертого кольца. Ему требуются местные дублеры, но в Шуваловском квартале, вероятно, не участвовали планировщики, лишь мастера по орнаментам: исключена возможность соединения улицы Строителей с улицей Столетова (а это необходимая связь проспектов Вернадского и Мичуринского).

Опытные независимые расчеты показали, что если изменить функциональный профиль объектов центра и вместо офисов, незаконно захвативших проезжие части под собственную многорядную парковку, предложить тем же владельцам зданий реализовать так необходимую городу функцию туристических гостиниц, то парковочная емкость уменьшилась бы и транспортная работа в целом по городу могла бы сократиться в 1,5 раза! И город при этом получал бы доход от туризма, ибо туристам необходима именно историческая среда. А так мы имеем лишь нескончаемый расход на поддержание плохо работающей транспортной инфраструктуры. Полагаю, что генплан неудовлетворителен, требует не корректуры, а переработки, но уже совместно с областным институтом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1315
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
977
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1169
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
762

Другие новости