0
4874
Газета Москва Интернет-версия

15.11.2014 23:37:00

Музейные троллейбусы прошли парадом по Москве

Тэги: троллейбус, москва, транспорт, электротранспорт


троллейбус, москва, транспорт, электротранспорт

Парад ретро-троллейбусов, посвященный 81-й годовщине со дня открытия первой столичной троллейбусной линии, прошел по улицам Москвы 15 ноября. Колонна начала движение в 12.00 от остановки «Белорусский вокзал» на Ленинградском проспекте (дублер) и проследовала без остановок по Тверской улице, через Театральную площадь, по Кремлевской набережной, улице Новый Арбат и Кутузовскому проспекту. Финишировали машины в Филевском автобусно-троллейбусном парке на улице Дениса Давыдова.

В параде принимали участие пять троллейбусов-участников - экспонаты музея наземного городского пассажирского транспорта, в разные времена работавшие на московских маршрутах, а также образцы другой техники тех времен. Среди них – легковые машины ГАИ – ВАЗ 2101, Москвич 408 и ГАЗ-24 в традиционной канареечной сине-желтой раскраске, а также ГАЗ 21, ГАЗ 93, ЗИС 150 и 151 и МАЗ 200.

Интересно, что первый троллейбус в СССР появился в 1933 году, и даже во время Великой Отечественной войны находился в эксплуатации в городах тыла, таких как Киров, Одесса, Баку. Считалось, что троллейбус — это большой шаг вперед по сравнению с трамваями, в том числе по своей мобильности, и поэтому руководство страны поощряло активное развитие троллейбусного парка.

МТБ-82Д 1954 года выпуска. До войны единственным заводом, производившим троллейбусы, был завод в Ярославле, но во время ВОВ его перепрофилировали на военную технику, так что после войны пришлось начинать все сначала.
В этот раз производство троллейбусов запустили в Тушино на заводе авиационной промышленности №82. Именно по номеру завода и получил свое название троллейбус МТБ-82Д. МТБ расшифровывается как «Московский троллейбус». Изначально кузов МТБ повторял кузов довоенного ЯТБ (Ярославского троллейбуса), но позже некоторые изменения внесли во внешность (если выражаться просто, то раньше морда у троллейбуса была «утюгом», а затем ее спрямили, позаимствовав у американского автобуса GM 1940 года, а сам кузов стали делать из алюминия. Так появилась модификация МТБ82Д, которую вы видите на фотографии. Затем производство перевели в г.Энгельс, где производили до 320 машин в год.

СВАРЗ ТБЭС-ВСХВ (1957 г.в.). Особая серия троллейбусов, созданная для обслуживания посетителей ВСХВ – Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (позднее – ВДНХ). На территории выставки в 207 га была создана специальная троллейбусная кольцевая линия длиной 9,5 км, имевшая в плане форму подковы и разворотные кольца по обе стороны от главного входа. Здесь и работали специально изготовленные троллейбусы МТБ-ВСХВ, сделанные на заводе имени Урицкого на базе модели МТБ-82Д - с несколько увеличенными окнами салона, дополнительными огоньками по бортам и литыми украшениями. Первая партия этих троллейбусов прибыла в августе 1954 года, но они оказались морально устаревшими, и тогда Сокольнический вагоноремонтный завод (СВАРЗ) получил задание на производство новой линии. Под руководством главного конструктора В. В. Строганова был создан "Троллейбус для ВСХВ". Это была совершенно новая модель с необычными техническими и дизайнерскими решениями. Так, например, роль боковых стекол выполняли прозрачные пластиковые шторки, которые поднимались вверх под остекление крыши.

На лобовой части кузова размещалась огромная эмблема ВСХВ. Внутри были установлены велюровые сидения, в проходе лежала ковровая дорожка, а сзади было вмонтировано зеркало. В серию первый троллейбус пошел в 1956 году. Собственно, аббревиатура ТБЭС расшифровывается как «троллейбус экскурсионный сокольнический».

СВАРЗ - МТБЭС (1963 г.в.). Тот же ТБЭС, только «Модернизированный». Это уже городской вариант троллейбуса, и в связи с городскими маршрутами – модернизированный. Салон был уже остеклен, отказались от пластиковых подъемных стекол, заменив их обычными, меньшего размера. Исчезла эмблема ВСХВ, упростился салон: убрали зеркала и ковровую дорожку, сиденья обшили кожзамом.
Появился пневмоусилитель руля, фары перенесли с бампера на кузов, а на бампер установили поворотники.

ЗиУ-5 (1961 г.в.). ЗиУ расшифровывается как «Завод имени Урицкого», который находился в г.Энгельсе Саратовской области. Кстати, сейчас это производство до сих пор функционирует и называется «Тролза» - наверняка, вы видели эту надпись, в том числе, на московских городских троллейбусах.

Серийный выпуск ЗиУ-5 начался в 1959 году, а через 2 года полностью заместил МТБ-82. Это был весьма передовой проект с большим количеством интересных технологических решений. Здесь впервые был применен несущий кузов, электрические цепи разделены на низковольтные и высоковольтные.

Для удобства пассажиров увеличили двери – чтобы быстрее производить посадку и высадку, увеличили объем задней площадки, расширили центральный проход. Улучшили и рабочее место водителя, увеличили площадь остекления для лучшего обзора, многие ручные устройства заменили на электрические аналоги.

ЗиУ-5 – один из самых массовых троллейбусов, всего было выпущено более 16 000 экземпляров. Кстати, и проработали они на маршрутах очень долго – в Ленинграде, например, вплоть до 1994 года.

Кстати, любопытный факт: эти троллейбусы поставлялись также и на экспорт – например, в Венгрию и Колумбию, а электрооборудование со списанных ЗиУ-5 в Венгрии устанавливалось на первые экземпляры венгерских троллейбусов Икарус.

ЗиУ-9 (1980 г.в.). Этот троллейбус хорошо знаком практически всем современным горожанам, т.к. до сих пор еще находится в эксплуатации. ЗиУ-9 сменил собой ЗиУ-5. В промежутке еще был разработан ЗиУ-7, но он, в силу определенных причин, в серию так и не пошел. В 1971 году был успешно построен прототип ЗиУ-9, и в том же году был начат серийный выпуск модели. Кстати, вторым названием троллейбуса был ЗиУ-682 (маркировку изменили в связи с требованиями отраслевого классификатора). Новая модель имела ряд преимуществ в производственном и технологическом плане, поэтому с 1972 года вместо ЗиУ-5 был налажен выпуск новой модели.

Внешне многие элементы были заимствованы у зарубежных машин фирм MAN и Chausson. Некоторые технологические решения также были позаимствованы. Например, троллейбус получил сварной стальной корпус (вместо клепанного алюминиевого) и пневмоподвеску без рессор. Задняя площадка была занижена на одну ступеньку для удобства загрузки, в том числе и колясок. В крыше сделали люки для вентиляции, а окна оборудовали форточками.

В 1976 году появилась следующая модификация. Сократили число потолочных люков, число светильников и уменьшили количество форточек. Также изменилась конструкция подвески. Следующее существенное изменение произошло уже в 1984 году.

К 2010 году производитель, который теперь именуется ЗАО «Тролза» предлагал 6 серийных модификаций, но с 2012 выпуск был фактически прекращен в связи с отсутствием спроса, но до сих пор находится в эксплуатации.

ЗиУ-9 был самым многочисленным троллейбусом в мире. Всего выпустили свыше 40 000 экземпляров. А во времена СССР он экспортировался в Болгарию, Югославию, Венгрию, Румынию, Финляндию, Польшу, Грецию, Аргентину, Колумбию, Монголию. Что любопытно, эти троллейбусы проделали и обратный путь: в 2002 году в некоторые города России вернулась партия этих троллейбусов из Венгрии и Сербии.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1222
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
624
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3364
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2638

Другие новости