0
1215
Газета Музыка Интернет-версия

26.09.2001 00:00:00

Скелеты и мифы этого лета

Тэги: фестиваль, опера, мюнхен


ИСТОРИЧЕСКИЙ СКЕЛЕТ # 1, ИЛИ ГЕРМАН - ЖЕРТВА ПЕРЕСТРОЙКИ

МЮНХЕНСКИЙ оперный фестиваль - старейший в Европе, ему 126 лет. В этом году возможности мощного организма - Баварской оперы под руководством интенданта сэра Питера Джонаса - реализовывались под девизом "Миф сегодня".

В центре фестиваля - дуэт премьер-раритетов. Это "Троянцы" Берлиоза и "Возвращение Улисса на родину" - один из трех сохранившихся шедевров Монтеверди (1640). "Троянцы" имели противоречивую прессу. Отмечая работу Зубина Меты и солистов, среди которых царствовала Вальтрауд Майер (Дидона), критики сурово оценили режиссерскую концепцию Грэма Викка. Намекнув, что в своем мюнхенском дебюте недавний руководитель Глайн-дборнского фестиваля попытался вмонтировать в современную архитектуру раскопки археолога.

Но безграничное время мифа на самом деле трудно для актуализации. Легко впасть в соблазн: магическая энергетика провоцирует на прямое осовременивание. В нем теряет очки даже такой мастер парадокса, как Дэвид Олден, чьи виртуозные спектакли уже несколько лет оказываются бомбами фестиваля. "Улисс" в его постановке (дирижер Айвор Болтон, сценограф Ян Макнейл) венчает трилогию Монтеверди в Баварской Опере (1997-й - "Коронация Поппеи" Олдена Болтона, 1999-й - "Орфей" Ахима Фрайера - Болтона), но он ниже других постановок монтевердиевского цикла. Как и генделевских вершин самого режиссера (прошлогодние "Ариоданта" и "Ринальдо").

Раннебарочный алмаз в новой мюнхенской редакции, приближенной к оригиналу, требует особенной шлифовки. Но, взявшись за него, ювелир Олден утратил обычную для себя фантазийную каллиграфию. Он словно хочет обмануть время инерцией ожидания современности. Наиболее уязвима давно отработанная (в том числе и самим Олденом), ирония барочной аморальности. Юпитер-мафиози с ушастыми "плейбой"-девушками - привычные для современного оперного дела герои масскульта. А манипуляции массовки столь узнаваемы и назойливы, что ток времени прекращается. Квазиигра лишена легкости - и сам Олден символично оказывается игрушкой времени. Как человеческая бренность в прологе: "Создавшее меня время победило меня".

Впрочем, в постановке достаточно подробностей, делающих ее высоким шоу, ведущим свою родословную от барочной оперы. В мюнхенском спектакле есть часы, показывающие разное время, зал ожидания вокзала. Когда бывший калека-нищий (неистовый Родни Гилфри с внешностью голливудского героя), отбросив инвалидную коляску - бутафорию прошлого, - побеждает сомнения Пенелопы (мятущаяся героиня молодой американки Вивики Жено обещает публике появление новой оперной звезды ХХI века), прошлое сливается с настоящим.

В олденовской версии "Пиковой дамы" миф о мятущейся русской душе и фатальная метафизика любви и игры маячат, но остаются тайной, неподвластной лобовому натиску. Герман на заре перестройки в ядовитого окраса форме с погонами СА - офицер-чиновник, увлеченный портфелем с бумагами больше, чем Лизой. Но еще больше - Графиней. Объединяет их не тайна игры, но тайна прошлого: отверженный перевернутым обществом ("новые русские" Томский и Елецкий на фоне совковой массовки и прочих подобных клише), Герман также не в силах расстаться с советским мифом, как Графиня со своим. Социально-психологическая клиника здесь вытесняет историю несчастной души. Жертва перестройки мечется внутри изобретательного контекста - от блестящего маразма в пасторали (ей озорно руководит переодетый розовой танцоркой Чекалинской, а Миловзор ходит в мундире Германа) до экспрессивной сцены у Зимней канавки: отчаявшаяся Лиза (нестандартная Катарина Далайман) с чемоданом пристраивается к мрачной процессии (вечно блуждающая впотьмах Россия?). И в конце сцены бросается в витрину салона для новобрачных. Странен до неприятности финал. После молитвенного хора "Господь! Прости ему!" мерзкий инвалид Нарумов сбрасывает мертвого Германа с кресла. В наступившей тишине механически выбрасываются карты.

Русский миф не становится понятнее. Тем более что талантливый дирижер Юн Меркль, убедительно работавший в "Тангейзере", копается в Чайковском на уровне грамматики, и чем больше никнет музыка, тем претенциозней выглядит сцена. Среди певцов резко выделялась Елена Заремба (Полина, Миловзор). Что же касается Германа - украинца Владимира Кузменко, то его надрывное пение удачно подтверждало клишированную концепцию спектакля. Которая, в свою очередь, призвана была подтвердить концепцию фестиваля, выразившуюся в тезисе Питера Джонаса: "Мифы образуют исторический скелет нашей души и нашей коллективной памяти".

Исторический скелет # 2, или Песнь об олигархах

В начале нового века культовый дом Рихарда Вагнера (байройтский "Фестшпильхаус") выстрелил дуплетом юбилеев: 125 лет со дня основания и первой постановки "Кольца" (1876) совпали с 50-летием "Нового Байройта" - первого послевоенного фестиваля (1951). Тогда под руководством внуков Рихарда - режиссера и сценографа Виланда и менеджера Вольфганга - фестиваль не только декларировал непричастность нацизму, но и выбросил хлам бутафорско-романтических традиций. Символика "пустой" сцены Виланда Вагнера в "Парсифале" обозначила 30 июля 1951 года новую эру. Революцию осенили дирижеры-небожители: Вильгельм Фуртвенглер, Ханс Кнаппертсбуш и рвущийся в их сонм молодой Герберт фон Караян.

Ранняя смерть Виланда в 1966-м осложнила путь Байройта. Наряду с прорывами, такими, например, как историческая постановка Патриса Шеро к 100-летию "Кольца" в 1976-м, нарастает поток усредненной продукции: фирменный знак Байройта становится штампом. Отдельные всплески 90-х - "Летучий голландец" Дитера Дорна и "Тристан и Изольда" Хайнера Мюллера - лишь оттеняют картину стагнации. Мировая критика вместе с изгнанными Вольфгангом наследниками требуют нового Байройта. Однако фанатики-вагнерианцы и бюргеры, взыскующие торжества немецкого духа, сливаются в секту (после мучительного ожидания билетов в 7-10 лет) и, ничего не желая знать, празднуют восхождение на Зеленый холм "Фестшпильхауса". Они и есть главные служители культа Рихарда Вагнера и его наместника на земле Вольфганга. Измученный миссией, традициями и вываливающимся из рук делом, 81-летний оперный олигарх никак не может передать руководство компанией 56-летней дочери Еве и спуститься с холма: в его священной роще возможны дуновения, но не резкие ветры перемен. Девиз сегодняшнего Байройта - компромисс (назовем его "кольцом Вольфганга"). Его влияние чувствуется даже тогда, когда привлекаются лидеры современного театра: атмосфера Байройта если не душит, то приглушает разные прекрасные порывы, и легендарная акустика здесь ни при чем.

Так происходит и в нынешнем "Кольце". Знаменитая команда Юрген Флимм (режиссер) - Эрих Вондер (сценограф) имеет немало достижений, в частности блистательную постановку трилогии Моцарта - Да Понте в Цюрихе. Но их легкое дыхание, стильность и глубина попадают под байройтское проклятье кольца-компромисса вместе с дирижером Адамом Фишером (достойная замена умершего Джузеппе Синополи).

Как ни странно, "Золото Рейна" сверкало ярче других частей тетралогии. Космология мифа снижена, и ситуация человека в мире решается в рамках буржуазной семейно-бытовой драмы. Космос маленький, а семья - большая. Но тесно связанная, и проблема отдельных членов губит остальных: власть и бизнес одни на всех. Даже нибелунг Альберих (колоритный Гюнтер фон Каннен) не запредельно отвратителен, а вполне понятен. Воплощение мирового зла выглядит слабостью человека с пакетом из дешевого супермаркета. Его жизнь не сложилась. Не реализовавшись как мужчина (приключение с русалками-моделями в купальниках среди остовов кораблей на дне Рейна заканчивается печально), он не без сожаления предается яростному бизнесу. Все зло - обычный комплекс неудачника, о чем Альберих горько-доверительно рассказывает в своем подземном офисе конкурентам - еще не ставшему всесильным олигархом Вотану (Алан Тайтес) и циничному гению манипуляций Логе (феерическая работа Грэма Кларка).

Возведя на сцене корпорацию "Валгалла" и капитализм по Вагнеру (без отягощающей метафизики), постановщики пытаются встроить туда нечто истинное, человеческое. Однако "Валькирия", "Зигфрид" (в меньшей степени) и "Закат богов" лишены цельности "Золота Рейна". Хотя отдельные моменты очень хороши: по-чеховски ностальгичный дом в лесу, где вспыхивает любовь Зигмунда ("надежда Байройта" - Роберт Дин Смит) и Зиглинды (превосходная Виолетта Урмана), финал "Валькирии" с эффектно закрывающейся сферой, по которой ползет красное кольцо огня, возвращение юного Зигфрида (звонкий Кристиан Франц) в опустевший родительский дом с согнувшимся ясенем, выразительно-технологичный поединок героя с драконом Фафнером на его огороженной приват-территории (и страшно, и смешно), сцена Вотана и Эрды в гибнущей под снегом Валгалле с панорамой - фирменный почерк Вондера - застывшего города. Красив пролог "Заката богов", где постаревший Зигфрид (Вольфганг Шмидт) у останков ясеня красит челн перед путешествием по Рейну, а Брунгильда (необъятная голосом и размерами Луана Деволь) собирает командировочный кейс супруга. Впечатляет, наконец, неизбежное превращение царства гибихунгов в холдинг "Гунтер&Хаген".

Человечно-капиталистическая версия Флимма - Вондера с ее частными тонами полемизирует с инфантильно-безжизненным космизмом предыдущего "Кольца" в Байройте (Кирхнер - Розали). Она делает следующий ход. Однако просто снизить "божественную бесчеловечность" тетралогии мало. Вагнер как частный случай становится бюргером, а вселенская символика мифа переодевается в халат воспоминаний (не случайно Зигфрид берет в поездку меч, шлем и рог как реликты обветшавшей легенды). Заземление накапливается, и финал борьбы за власть в пустых кубах-секциях никелированного офиса разочаровывает: объятая ровными огоньками конструкция плавно спускается под сцену (огоньки вовремя гаснут). Чувствуя, что мир гибнет не вполне грандиозно и катарсиса нет, постановщики выстраивают потрясенное человечество лицом к залу. Но ремейк классической версии Шеро выглядит слабо.

Сейчас Роберт Уилсон завершает свое "Кольцо" в Цюрихе, Херберт Вернике приступает к нему в Мюнхене, в Петербурге подбирается к нему Валерий Гергиев. Байройту же остается ждать перемен.

Посещение фестиваля стало возможным при поддержке авиакомпании "Lufthansa" в Екатеринбурге.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1413
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3673
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2070
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2343

Другие новости