0
1004
Газета Музыка Интернет-версия

26.02.2002 00:00:00

Клубная жизнь

Тэги: опера, снегурочка


Время близится к весне, и театр наконец осуществил постановку оперы по весенней сказочке Островского, которую собирался сделать уже не один год.

Русские оперы (и сочинения Римского-Корсакова в числе первых), как правило, грешат пространностью и затянутостью музыкальной формы, отчего все чаще при современных постановках подвергаются урезанию в хронометраже. Даже Эдуард Направник, осуществляя первую постановку "Снегурочки" на подмостках Мариинского театра в январе 1882 года, сделал немало купюр, несмотря на отчаянные протесты Римского-Корсакова.

Дирижер "Новой Оперы" Евгений Самойлов был еще более решителен и сократил партитуру оперы едва ли не вполовину, что, правда, не уберегло премьерный показ от заметного опустошения зала после антракта. Первое представление давали исключительно для членов "Московского Английского клуба", 230-летию которого театр посвятил новый спектакль. Согласно уставу, Клуб объединяет людей, занимающих высокое положение в обществе. Однако узнаваемых гостей в "Новой Опере" было совсем немного. Не сдержал слова и не приехал в театр его главный попечитель, Почетный старшина "Московского Английского клуба", московский мэр. От его имени господин Ресин по бумажке и держа руку в кармане зачитал короткое приветствие. И тут же удалился.

Режиссер-постановщик Валерий Раку задумал сделать совсем не детскую сказку о страсти. Если верить либретто, тут каждый персонаж кого-нибудь любит и, как почти всегда бывает в опере, умирает ровно из-за этого. Масленичные гулянья - время и место действия оперы - режиссер превращает в эротическое шоу, где девушки-хористки совершают каждая свой танец у двух десятков жертвенных шестов (без консумации). Но эти постановочные находки не придают спектаклю искомой страстности да и смысла, а лишь смешивают пошлое с комическим. Персонажи на фоне шестиметрового солнца, попеременно ослепленные то холодным голубым, то теплым красным светом, весь спектакль карабкаются по наклонному ступенчатому помосту из оргстекла (сценограф - Семен Пастух) и, естественно, куда больше боятся упасть, чем не справиться с кульминационной нотой. Драматическое и метафорическое, заложенное авторами оперы, остается не востребованным исполнителями. Оркестр звучит однообразно и тоскливо, даже несмотря на сокращения. Солисты также не нашли своего вокального и актерского счастья на территории Римского-Корсакова.

Царь Берендей (Марат Гареев) явно экономил голос и харизматические флюиды. Единственная, кто не стал скрывать своего красивого и сильного голоса от публики, так это сопрано Татьяна Смирнова (Купава), с подлинным темпераментом бившаяся за свою любовь к апатичному Мизгирю (Сергей Шеремет). Столь же вял и невыразителен в своей любви к Снегурочке был Лель (Ирина Ромишевская). Самой Снегурочки - дочери противоположных стихий, бестелесных Весны (Маргарита Некрасова) и Мороза (Валерий Гильманов), чьи голоса звучат из оркестровой ямы, - и вовсе нет на сцене. Есть Мария Максакова - наследница великой театральной фамилии, тезка своей знаменитой бабушки. Молодая белокурая красавица сомнамбулически бродила по сцене с красным мячиком в обнимку (то есть солнышком). Однако была совсем без голоса, вначале фальшиво напевала, а к концу и вовсе переключилась на тихий разговор, не проявив никаких качеств, соответствующих профессиональному определению оперной певицы. Ей не поддалась ни одна нота за весь спектакль. И это пение никаких эмоций в зале, кроме смеха, не вызывало. Снегурочка казалась не жертвоприношением, а недоразумением. Но именно таким образом дитя именитого семейства удовлетворяет свои немотивированные амбиции за казенный счет в муниципальном театре. Выходит, не только от великого до смешного один шаг, но и от великого до позорного.

После того как бесславно, но к всеобщей радости Снегурочка-Максакова наконец растаяла, прозвучала заздравная песнь Берендеевского народа языческому богу Ярило. Жертва принесена, и наступает долгожданная весна. Тепло и урожай простому народу, а джентльменам и их дамам из "Московского Английского клуба" - еще и фуршет после премьеры, за яства на котором развернулась нешуточная борьба, - нужны больше, чем любовь.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1364
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3565
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2017
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2300

Другие новости