0
1829
Газета Интернет-версия

09.10.2002 00:00:00

Рынок грязного воздуха

Тэги: климат, парниковый эффект, киотский протокол


В последнее время в средствах массовой информации прошла волна публикаций о грандиозных коммерческих возможностях России в торговле квотами на выброс парниковых газов. Назывались цифры - 30-50 млрд. долл. Насколько реален сегодня рынок грязного воздуха?

В декабре 1997 года в Киото (Япония) был принят протокол к Конвенции об изменении климата, согласно которому подписавшие его страны к 2008-2012 годам обязуются сократить свои совокупные выбросы парниковых газов по меньшей мере на 5% по сравнению с уровнем 1990 года. Чтобы добиться выполнения принятых обязательств, документы Киотского протокола предусматривают возможность передавать другой стороне или приобретать у нее единицы сокращения выбросов. То есть была разрешена торговля выбросами... Россия давно выполнила Киотские соглашения. Дело в том, что сегодня благодаря резкому снижению промышленного производства объем российских выбросов на 40% меньше, чем мы имели в 1990 году. Многие предсказывают, что Россия может стать крупным продавцом разрешений на выбросы парниковых газов. Наши резервы - совершенствовать энергетику.

Энергетика потребляет от 50 до 80% всех природных ресурсов. В большинстве стран и, в частности, в России она вносит определяющий вклад в выбросы парниковых газов. В России сжигание ископаемого топлива приводит к 98% антропогенных выбросов диоксида углерода и к 77% всех выбросов парниковых газов в углекислотном эквиваленте.

Открывающиеся с подписанием Киотского протокола возможности позволяют по-новому взглянуть на систему взаимоотношений между предприятием энергетического сектора и инвестором. Ожидается, что такие механизмы гибкости, как торговля квотами на эмиссии парниковых газов и проекты Совместного осуществления (Joint Implementation), будут не только способствовать сокращению глобальных затрат на снижение эмиссий, но породят новые экономические стимулы для внедрения более "экологически чистых видов топлива" и энергосберегающих технологий.

Киотский протокол содержит механизмы, позволяющие несколько перераспределить тяжесть проблемы снижения выбросов парниковых газов в зависимости от уровня экономического развития стран. Менее развитые страны, где эффективность энергетики пока ниже, а возможности для "улучшения ситуации" выше, смогут получить на взаимовыгодных условиях дополнительные средства от более развитых стран.

Доля России в общую эмиссию парниковых газов промышленно развитых стран по состоянию на 1990-й - базовый год обязательств по протоколу, в два раза меньше, чем у США, но намного больше, чем у любой другой страны.

Общий потенциал российского предложения квот - это от 1 до 2 млрд. т углекислотного эквивалента за 5 лет (2008-2012 гг.), а возможно и больше. Имеется и немало оценок возможного спроса со стороны развитых стран. В частности, в 1998 году было выполнено исследование Бюро экономического анализа "Исследование российской национальной стратегии снижения выбросов парниковых газов", поддержанное Мировым банком, где говорится о цифрах около 1,5-3 млрд. т углекислотного эквивалента за 5 лет.

Реализация проектов совместного осуществления в период до 2008 года фактически является "ранней деятельностью" по передаче единиц сокращения выбросов парниковых газов. Инвестор платит - вкладывает в проект деньги сейчас, а использует эффект, получаемый в 2008-2012 гг.

Нашим преимуществом является наличие широчайшего поля деятельности, где потенциальные партнеры могут найти проекты "на любой вкус". В настоящее время выброс парниковых газов в России примерно на 900 млн. т углекислотного эквивалента в год меньше, чем в 1990 году и чем это будет разрешено нам в среднем за 2008-2012 годы. Согласно имеющимся сценариям для 2008 и 2009 годов, есть оценка суммарного объема свободных квот в 1000 млн. т СО2-эквивалента на эти два года.

Многие эксперты предлагали использовать в 2000-2001 годах менее 10% от потенциально свободного объема квот 2008 и 2009 годов или около 100 млн. т СО2-эквивалента (при этом никак не затрагиваются квоты 2010-го и последующих годов). Такой объем предполагает минимальный риск.

Указанная квота (100 млн. т для начальных сделок 2000-2001 гг.) составляет примерно 3-4% от потенциальной потребности развитых стран в 2008-2012 годах. С другой стороны, возможная для переуступки квота уже достаточна для первого шага - речь идет о достаточно крупных инвестициях для реализации масштабных проектов.

Сколько стоят квоты? На этот вопрос вряд ли можно ответить точно. Пока нет рынка, нет и цены. Существующие оценки очень разнятся - от 10 до 20 долл. за тонну диоксида углерода. Цифры эти весьма условные. Если принять среднюю цену в 15 долларов, то Россия, имея потенциал квот, например, в 2 млрд. т углекислого газа, может получить за него (конечно, теоретически) 30 млрд. долларов.

Понятно, что сейчас это только необоснованные расчеты, но в какой-то степени они все же показывают уровень российского потенциала, который в конечном счете может быть реализован на благо улучшения экологической обстановки в нашей стране.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1118
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1538
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1153
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
960

Другие новости