0
1068
Газета ВМФ Интернет-версия

18.08.2000 00:00:00

Болезни армии и флота загоняют вовнутрь

Тэги: президент, Курск, Квашнин, Сергеев


Атомная подводная лодка "Курск": из символа могущества российских Вооруженных сил превратилась в олицетворение их бед.
Фото из архива "НГ"
Бесконечно эксплуатировать энтузиазм людей невозможно", - произнес в сердцах президент Российской Федерации Владимир Путин, открывая 11 августа, как ожидалось, судьбоносное заседание Совета безопасности. Сегодня Россия может противостоять возникающим угрозам "лишь благодаря мужеству и преданности людей в погонах", констатировал Верховный главнокомандующий давно для всех очевидную истину. Кремль сделал вывод: все это свидетельствует о неэффективном использовании государственных средств на нужды обороны, поставив тем самым, по сути дела, классическую двойку (если не кол) за стратегию военных реформ. Но соответствующих выводов не последовало.

Зато их сделала сама жизнь. Днем позже развернулась борьба моряков за живучесть атомной субмарины "Курск", потерпевшей аварию в ходе учений в Баренцевом море, и параллельно - борьба за жизни самих подводников (подробности см. стр. 2). Вновь бесстыдно эксплуатировался энтузиазм людей в погонах. Тема заседания Совбеза и трагедия в Баренцевом море связались в единую цепь: одни констатируют, другие испытывают лишения на себе. Следует ли ожидать кардинальных изменений в жизни армии и флота?

Судя по итогам Совбеза, если они и произойдут, то очень нескоро. Произнесены были правильные слова, адекватно отражающие суть происходящего внутри Вооруженных сил. Президент резонно замечает: "Сегодняшняя структура Вооруженных сил вряд ли является оптимальной". И сам раскрывает причины подобного положения вещей, ставя риторический вопрос: "Как может быть она оптимальной, если во многих частях не проводится учеба, если летчики почти не летают, а моряки не выходят в море?". Сам себе и поясняет: "Военная структура должна точна соответствовать тем угрозам с которыми Россия сталкивается сейчас и будет сталкиваться в будущем". Трудно назвать вышесказанное откровением, все это военный люд слышит не первый год.

Что же в итоге почти четырехчасового заседания? Основным фигурантам - министру обороны маршалу Игорю Сергееву, начальнику Генерального штаба Анатолию Квашнину и секретарю Совбеза Сергею Иванову практически сказать было нечего. Каждый отделался одной, но ключевой фразой, из чего следовало, что и овцы будут целы и волки сыты. Главное - кадровые перемещения не рассматривались, а потому все остаются на местах, следовательно, логичен вывод - в организации и жизни войск в основном изменений не предвидится.

Ракетные установки будут сниматься с боевого дежурства по мере выработки ресурса. То есть естественная убыль позволит реорганизовать РВСН лишь к 2006 г. И только по прошествии пяти лет военное руководство задаться вопросом, насколько целесообразно сохранять РВСН как самостоятельный вид ВС. При этом отмечалось, что виды Вооруженных сил будут "развиваться гармонично", только не указывается за счет каких средств. Правда, обещано добавить к военному бюджету 2 млрд. руб. (наверно, лишь для того, чтобы создать впечатление государственного внимания к острым нуждам военных, поскольку эта цифра едва превышает 1% военного бюджета в России и практически неспособна преобразовать характер армии из "проедающей саму себя" в качественно совершенную - то есть изменить соотношение на содержание личного состава и техническое оснащение войск, которое сейчас составляет 70:30, а надо бы 50:50).

Источники финансирования не раскрыты, организационные преобразования не обозначены (возвращение ракетно-космической обороны в лоно ПВО, в свое время переподчиненной ВВС, и ограничение боевых дежурств в зенитно-ракетных войсках - практически можно не принимать в расчет как реорганизационные меры, настолько низок от этого экономический эффект). Министр обороны и начальник Генштаба, следуя указаниям Главковерха, свернули публичную полемику. Но это вовсе не значит, что выносимые ими проблемы по реформированию ВС (см. "НВО" # 26 и 28 с.г.) предрешены. Предпосылок к такому заключению не содержится в информации об итогах заседания Совбеза.

По некоторым косвенным данным можно судить, что концепция начальника Генштаба Анатолия Квашнина одержала верх, но при этом оказалась разбавленной ракетно-ядерными подходами группировки Сергеева. Тем не менее участники заседания укрепились во мнении, что следует перенести акцент в развитии Вооруженных сил с сил ядерного сдерживания на силы общего назначения. В первую очередь переориентировка должна выразиться в перераспределении финансовых потоков между видами Вооруженных сил. Поговаривают даже об укреплении сухопутных войск за счет увеличения количества частей и соединений постоянной готовности, способных без доукомплектования решать задачи по ликвидации локальных конфликтов. Подобные части планируется иметь как в сухопутных войсках и ВДВ, так и в военно-воздушных силах и военно-морском флоте. Военный флот и авиация запрашивают каждый до трети от общего объема военных ассигнований. Но пока это только добрые пожелания. Над детальным планом военного реформирования, если верить словам участников совещания, только разворачивается работа. Завершающие сроки не определены - и это тоже по своему показательно.

Одно отрадно - российский президент, он же Верховный главнокомандующий, кажется, начал вникать в проблемы силовых структур. Скоро ли их осмыслит, чтобы начать принимать решения по существу? Не будет ли упущено время для сохранения Вооруженных сил?

Ну а пока, объективно, основная часть болезней военного реформирования оказалась загнанной внутрь армейского организма. Происшествие с подлодкой "Курск" звучит тревожным набатом. Пока президент не проявил политической воли в решении вопросов военного реформирования, острые углы сглажены. Он также не нашел возможным в течение первых пяти дней после аварии подлодки "Курск", несмотря на всю серьезность положения, прервать свой отпуск и поддержать моряков-североморцев. Ни министр обороны, ни другие военные руководители из Москвы не взяли на себя ответственность за случившееся, не выступили публично.

При таком невнимательном отношении мало что поменяется к лучшему в армии и на флоте.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Доктор Ида

Доктор Ида

Татьяна Маргулис

Не знаю, как остальные, но мы точно не умрем

0
1567
Сказку «Дюймовочка» с Юлией Рутберг представят к 220-летию Андерсена

Сказку «Дюймовочка» с Юлией Рутберг представят к 220-летию Андерсена

Концерт пройдет 20 апреля на сцене Кремлевского дворца

0
2344
Пианист Юрий Фаворин – о своей новой программе «Краски и звуки»

Пианист Юрий Фаворин – о своей новой программе «Краски и звуки»

Концерт пройдет в рамках цикла «Время, вперед!» в музее «Новый Иерусалим»

0
2370
У Дели есть свой человек в Вашингтоне

У Дели есть свой человек в Вашингтоне

Владимир Скосырев

Вице-президент США посетит Индию с супругой

0
3173

Другие новости