0
1419
Газета ВМФ Интернет-версия

18.08.2000 00:00:00

Борьба за экипаж

Тэги: Курск, авария, подлодка


С начала нынешней недели развернулись спасательные работы в районе аварии атомной подводной лодки (АПЛ) "Курск" Северного флота (СФ), лежащей на дне Баренцева моря в 180 км к востоку от Североморска и в 90 км от берега на глубине 108 м. После затопления в апреле 1989 г. в Норвежском море АПЛ "Комсомолец" с гибелью 42 человек чрезвычайной происшествие с "Курском" является самым крупным в ВМФ России.

СИЛЫ И СРЕДСТВА

На место аварии прибыло более двух десятков надводных боевых кораблей, аварийно-спасательных судов, ПЛ, в том числе и подводные спасатели. На тяжелом атомном ракетном крейсере "Петр Великий" размещался штаб операции во главе с командующим СФ адмиралом Вячеславом Поповым.

Атомная субмарина "Курск" находилась с 10 августа в море в подводном положении в полигоне боевой подготовки (БП). Вечером 13 августа она не вышла на связь с командным пунктом флота и не передала установленное донесение о всплытии и освобождении полигона. В соответствии с действующими документами по управлению действиями подводных лодок через час на СФ была объявлена аварийная тревога, и в указанный полигон БП, имеющий размеры 10 на 15 миль (18,5 на 27 км), направились надводные боевые корабли, три подводные лодки (одна из них однотипная с "Курском") и суда аварийно-спасательной службы флота.

В результате принятых командованием СФ мер удалось к утру 14 августа определить точное место нахождения аварийной субмарины. С этого момента начали предприниматься реальные действия по обследованию аварийной подводной лодки, попыткам установления связи с ее экипажем и выработке решений по спасению корабля и экипажа. В это же время главнокомандующий ВМФ адмирал флота Владимир Куроедов произвел наиболее полный доклад об аварии президенту России Владимиру Путину. В нем содержалась и информация о том постороннем звуке, который слышали гидроакустики некоторых надводных кораблей СФ во время учения в полдень 12 августа. Этот же звук (хлопок) засекли и гидроакустические станции норвежского разведывательного корабля "Марьятта", находящегося в районе учений. Однако связать его с АПЛ "Курск" стало возможным только после ее осмотра автономным подводным аппаратом 14 и 15 августа, когда были обнаружены значительные повреждения в носовой части корпуса и рубке подводной лодки.

Штормовая погода в течение нескольких суток не позволяла спасательным судам "Алтай" и "Рудницкий" использовать их средства для обеспечения экипажа "Курска" электроэнергией и кислородом.

ВЕРСИИ

Обследование лежащей на грунте АПЛ, произведенное автономным подводным снарядом-спасателем, показало наличие больших повреждений наружного корпуса "Курска" в районе носовых торпедных аппаратов и ограждения боевой рубки. По сообщениям штаба и пресс-центра Северного флота, несколько носовых отсеков лодки затоплено. Все это сделало невозможным быстрый подъем ее силами спасения на поверхность вместе с экипажем.

До окончания работы правительственной комиссии по расследованию причин катастрофы атомохода "Курск" под руководством вице-премьера Ильи Клебанова и его заместителя адмирала флота Владимира Куроедова, в которую включены представители Центрального конструкторского бюро морской техники (ЦКБ МТ) "Рубин", судостроители, специалисты Минатома и других заинтересованных ведомств РФ, никто точно не может сказать, что же явилось причиной ЧП. Только анализ документов, находящихся на борту лодки, а также документации штаба руководства тактическим учением СФ, моделирование ситуаций (если понадобится, то с применением тренажеров и компьютерных технологий) позволят отбросить все субъективные догадки и установить объективные причины катастрофы. Эта работа займет несколько недель и даже месяцев.

Пока же, судя по обнаруженным повреждениям корпуса корабля и его состоянию, можно выдвинуть две более или менее правдоподобные версии причин аварии. Первая - взрыв одной или нескольких боевых торпед на АПЛ. На крейсере "Петр Великий" в полдень 12 августа услышали громкий хлопок. Такой же звук донесся и до подводников атомной субмарины "Комсомолец", находившихся на спасательном плоту 7 апреля 1989 г. в Норвежском море, когда на этой затонувшей подлодке взорвались боевые торпеды. Там сдетонировали обычные боеголовки от гидравлического удара на глубине 1585 метров.

Вторая версия - столкновение "Курска" в подводном положении с иностранной подводной лодкой (вероятнее всего, с АПЛ ВМС США, одна-две из которых постоянно ведут разведку на подходах к базам Северного флота) после значительного изменения курса или глубины погружения нашего атомохода. Именно в таких условиях произошло большинство из тех двух десятков столкновений субмарин ВМФ СССР и России с американскими АПЛ в период с 1967 г. по 1993 г., в том числе стратегического ракетоносца "Борисоглебск" с АПЛ"Грейлинг" ВМС США в полигоне боевой подготовки СФ в марте 1993 г. и АПЛ "К-108" с американской атомной подлодкой "Тотог" в июне 1970 г. в полигоне боевой подготовки у Камчатки. Во втором случае наш корабль от гибели спасли только удача (удар был нанесен в кормовую проницаемую часть легкого корпуса), мастерство командира лодки капитана 1 ранга Бориса Багдасаряна и его инженер-механика. Глубина моря в том районе 2500 м.

Как правило, подобные столкновения являются непреднамеренными, происходят при остром дефиците информации, времени и пространства, так как командиры субмарин и их экипажи ничего не видят, а полагаются только на данные гидроакустических комплексов в пассивном режиме их работы (шумопелингования). При движении на встречных курсах (или под острым углом после поворота нашей лодки на обратный курс) потерявшая российскую АПЛ и пытающаяся ее повторно обнаружить иностранная субмарина идет в район потери контакта. Повторное обнаружение происходит на расстоянии менее одного километра, и пока накапливается информация о характере сближения, дистанция сокращается до 200-300 м, а время для принятия решения - до одной минуты. Огромные объекты массой от 5 тыс. до 24 тыс. тонн имеют и огромную инерцию, поэтому никакие действия командиров подводных лодок и экипажей уже не могут предотвратить катастрофу.

В данном случае столкновение (на что указывает и повреждение передней части ограждения боевой рубки) сначала привело к повреждению торпедных аппаратов на "Курске" и детонации боевых торпед. Поскольку иностранная АПЛ находилась на меньшей глубине погружения, она нанесла скользящий удар нижней частью своей носовой оконечности и, продолжая движение, ударила в ограждение боевой рубки (там расположены всплывающая камера и рубочные люки, через которые экипаж спускается в лодку и выходит из нее).

В результате первый и второй (в нем находится главный командный пункт - ГКП корабля) отсеки мгновенно обесточились и быстро заполнились забортной водой. Именно поэтому опытный командир "Курска" капитан 1 ранга Геннадий Лячин и расчет ГКП не успели продуть главный балласт субмарины аварийно и поднять ее на поверхность, что обычно делается в подобных ситуациях. Подводная лодка с затопленными носовыми отсеками легла на грунт с заметным креном на левый борт. Свою версию причин аварии высказал и опытный подводник, бывший командующий ЧФ адмирал Эдуард Балтин. По его мнению, она произошла из-за столкновения с ледоколом или сухогрузом. Адмирал предполагает, что при всплытии на перископную глубину лодка на противоходе врезалась в надводное судно. По-видимому, это был ледокол, поскольку характер повреждений субмарины свидетельствует о сильном таранном ударе.

В это время на борту "Курска" сработала аварийная защита реактора, вода хлынула через пробоины и заполнила первый и второй отсеки корабля. Члены экипажа, которые по штатному расписанию находились в этих отсеках, как считает Балтин, погибли. Кроме того, вышли из строя все аккумуляторные батареи, которые также находились в первом отсеке. Поэтому на лодке сразу же отключились системы жизнеобеспечения и освещения.

Балтин призвал ФСБ и военных контрразведчиков найти судно, с которым, по его версии, столкнулась подводная лодка. Адмирал предлагает обследовать все корабли, которые недавно вошли в порт Архангельска. По подсчетам адмирала, за прошедшее время судно со средней скоростью в 10 узлов могло отдалиться от места аварии на 2 тысячи километров. Если упустить это судно сейчас, то потом оно станет в док и следы аварии будут ликвидированы, считает бывший командующий ЧФ.

РЕАКТОРЫ ЗАГЛУШЕНЫ

В первые же секунды катастрофы автоматически сработала аварийная защита обоих ядерных реакторов (ЯР), расположенных в шестом отсеке. После чего компенсирующие решетки ЯР, управляющие их работой, были поставлены специалистами на концевые механические стопора, что требуется эксплуатационной документацией. Таким образом оба реактора должны быть надежно заглушены. Ядерные боеголовки тактических ракет и торпед по соглашению с США на кораблях ВМФ РФ и ВМС США выгружены еще в 1992 г. Поэтому угрозы радиоактивного заражения окружающей акватории и дна Баренцева моря нет. Систематические измерения радиоактивного фона показывают, что радиационная обстановка вокруг аварийной субмарины и на поверхности нормальная.

По оценке генерального конструктора "Курска" из ЦКБ МТ "Рубин" Игоря Баранова, ее экипаж по запасам кислорода и энергии имеет резерв времени 5-6 суток. Однако, если авария действительно произошла 12 августа, вызволить моряков из затонувшей АПЛ надо не позднее 18 августа. В ходе спасательной операции продолжалось обследование аварийной субмарины автономными подводными аппаратами. На момент подписания номера (16 августа) по решению адмирала Вячеслава Попова было произведено несколько попыток эвакуации подводников из лодки с помощью опускаемых спасательных капсул с "Алтая" и "Рудницкого". Из трех находящихся на "Курске" спасательных устройств осталось одно - аварийный люк со специальной комингс-площадкой над девятым отсеком. Аналогичное устройство над первым отсеком и всплывающая спасательная камера (ВСК) над вторым, судя по всему, недосягаемы для экипажа субмарины. Но шторм на поверхности не позволял обоим спасательным судам точно удерживаться над аварийной АПЛ, а спасательные капсулы при их попытке стать на наклоненную комингс-площадку 9-го отсека (из-за крена лодки на левый борт) сносило подводным течением со скоростью до трех узлов (1,5 м/сек). То есть едва экипаж капсулы ставил ее на комингс-площадку, через секунду аппарат относило в сторону и площадка терялась из виду. К тому же и видимость на этой глубине всего 1,5-2 м. Выход части экипажа, находящегося в девятом отсеке в легководолазном снаряжении методом свободного всплытия возможен, но это требует предварительного заполнения отсека забортной водой и лишит возможности спасения личный состав других отсеков.

СОДЕЙСТВИЕ

Связь с экипажем подводной лодки в ходе спасательной операции поддерживается водолазным способом - перестукиванием металлическим предметом по корпусу согласно специальной кодовой таблице. Но она мало информативна, так как сигналы с подводной лодки принимают гидроакустики надводных кораблей, а ответных сигналов дать не могут. Поэтому несколько суток руководители спасательной операции не имеют информации об обстановке на аварийной АПЛ и состоянии ее экипажа. Подозрения норвежских специалистов, что наши подводники не знают азбуку Морзе не обоснованы, так как на переборке каждого отсека АПЛ приварены металлические доски с азбукой Морзе. Ежедневно на всех надводных кораблях и подводных лодках ВМФ проводятся тренировки.

Предлагаемую руководством НАТО помощь в спасении наших подводников командование ВМФ России приняло только 16 августа после доклада Ильи Клебанова президенту Владимиру Путину.

По сообщению нашего корреспондента Андрея Барановского 16 августа самолет АМ-124-100 "Руслан" российской авиакомпании "Волга-Днепр" зафрахтован английской Подводной Службой Спасения для перевозки малой подводной спасательной лодки в район аварии АПЛ "Курск". В 11.00 московского времени 16 августа "Руслан" вылетел из аэропорта Прествик (Шотландия) в промежуточный пункт посадки Тронхейм (Норвегия). Кроме подводной лодки на его борту находятся 12 человек - тренированных подводников и операторов. Масса подводной лодки и оборудования - около 40 тонн. Размеры аппарата 11х3,75х2,84 м. Подводная лодка способна вмещать в себя 16 человек.

Видимо, с ним связывались последние надежды на спасение экипажа потерпевшей аварию подлодки "Курск".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Ярослав Вилков

0
154
Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1183
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1638
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1209

Другие новости