0
803
Газета Новый год Интернет-версия

28.12.2000 00:00:00

Карету мне, карету вам

Тэги: карета, Екатерина II


Любовь Кириллова. Старинные экипажи. Сокровища Оружейной палаты. - М.: Красная площадь, 2000, 208 с.

КОНЕЧНО, лучше всего выбраться как-нибудь свободным днем в город, доехать до "Александровского сада" и, купив билеты на сеанс в Оружейную палату, все увидеть самому. А еще лучше родиться этак два-три столетия назад отпрыском царствующего семейства (все равно где - в России или в Европе) и самолично наблюдать за тем, как по парадному двору в назначенный час приема проезжают вереницы карет, как из хрупких позолоченных экипажей выходят важные иностранные вельможи и сановные государственные мужи, как толпятся окружающие их пажи, как гарцуют на нарядных лошадях крепостные музыканты, а порядком уставшие скороходы, прошедшие впереди кортежа несколько километров, отходят в сторону для минутного отдыха. Hу, а что уж говорить о самой процессии? Поглазеть на растянувшуюся в сотни метров вереницу тяжелых блестящих золотом карет и тогда-то собирались толпы народа.

Кто-то вздохнет: увы-увы. Эпоха пышных церемониалов безвозвратно прошла, и нам остается только ходить по музеям да читать о том, с какой пышностью оформлялись царские и вельможные выезды в эпоху царя Алексея Михайловича, "короля-солнце" и Екатерины II, а потом сопоставлять их сказочную роскошь с современными массовыми шоу. Да, увы-увы.

Кстати говоря, такой вот экипаж, которому вся процессия была обязана своим великолепием, в России XVII века назывался скомпрометированным ныне словом "колымага". Можно быть уверенным, что характерный ироничный обертон этот термин получил много позже, возможно, во второй половине XVIII века. Действительно, на фоне елизаветинских и екатерининских экипажей конструкция и внешний вид той колымаги, что принадлежала царю Борису Годунову, казались "пошехонской стариной". У нее не было ни поворотного круга, ни "лебяжьей шейки", ни рессор. Более того, на ней не было даже козел для кучера и запяток. Кучер должен был идти рядом с лошадью или управлял шестеркой, сидя на одной из ведущих лошадей.

Однако в XVII веке и такой экипаж воспринимался верхом великолепия. Колымаги - и, само собой разумеется, их более совершенные правопреемники возки и кареты последующего века - считались самыми дорогими подарками, какие только один суверен может отправить другому суверену в качестве дипломатического подношения. Они и производились-то именно в качестве царских подарков. А посему этакий экипаж, изнутри сплошь обитый бархатом, украшенный резьбой, живописью и даже скульптурой, а снаружи расписной и золоченый - этакий вот экипаж напоминал скорее кунсткамеру, нежели простое средство передвижения. Впрочем, если проводить в пути приходилось по нескольку часов кряду, так и разглядеть все эти изыски можно - и то ведь развлечение какое-то.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
918
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
483
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
2874
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2271

Другие новости