0
2700
Газета Интернет-версия

09.08.2006 00:00:00

Ратификация возможна, но это не самоцель

Тэги: сухопаров, энергетика, хартия, ратификация


Для начала немного истории. Идея заключения Европейской энергетической хартии (ЕЭХ) была предложена в 1991 году. Официальное принятие документа произошло 16–17 декабря 1991 года в рамках Гаагской конференции по Энергетической хартии. Основной целью Энергетической хартии является организация сотрудничества импортеров и экспортеров энергоресурсов на основе взаимных интересов в области энергетики. Договор к Энергетической хартии (ДЭХ) и Протокол к Энергетической хартии по вопросам энергетической эффективности и соответствующим экологическим аспектам были подписаны в декабре 1994 года.

На сегодня ДЭХ и протокол подписали 52 договаривающиеся стороны, 46 государств уже ратифицировали договор. Австралия, Беларусь, Исландия, Норвегия и Российская Федерация пока не завершили его ратификацию. Стоит отметить, что Алжир, второй после России поставщик газа в Европу, к хартии не присоединился, а США и Канада ДЭХ вообще не подписали.

В соответствии со статьей 45 Договора страны, подписавшие документ, временно следуют его положениям до ратификации, за исключением тех статей договора, которые противоречат действующему в стране-участнице законодательству, принятым нормам и регламентам. Российская сторона строго придерживается этой практики в отношении большинства статей договора. Однако некоторые положения документа пока не отвечают национальным интересам нашей страны, по этим направлениям идет переговорный процесс.

Основная часть вопросов, требующих согласования, относится к Протоколу по транзиту, по которому в настоящий момент Россия и ЕС ведут переговоры. Российская сторона полагает, что положения протокола должны стать дополнительным действенным инструментом регулирования множества вопросов, связанных с транзитом углеводородов, в частности российского газа как одного из основных продуктов экспорта в ЕС, по газотранспортным системам государств, подпадающих под действие протокола. Это крайне важная, многоаспектная и чувствительная для всех переговорщиков составляющая, решение которой позволило бы предотвращать ситуации с транзитом, подобные тем, которые возникли в начале 2006 года.

Масштабные проекты строительства трубопроводов, в частности восточного маршрута, СЕГ и других, связаны с обеспечением поставок российских углеводородов, разработкой новых нефтегазовых месторождений регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока. Несложно представить, как повлияет на развитие российской экономики предоставление беспрепятственного доступа третьим странам к транзитным сетям одновременно с доступом к традиционным рынкам поставок российских энергоносителей. Совершенно понятно, что здесь необходимы взвешенные, продуманные решения, приемлемые и выгодные для всех участников.

Требует доработки предлагаемый в ДЭХ механизм урегулирования споров в связи с транзитом энергетических материалов и продуктов. Назначаемый мировой посредник наделяется слишком большими полномочиями. Одной из наиболее сложных несогласованных статей проекта протокола является статья 20 о транзите в рамках провозглашенной ЕС Организации региональной экономической интеграции (ОРЭИ), объявляющей территорию Европейского союза единым транспортным пространством, что практически избавляет ЕС от обязательств по протоколу. В соответствии с этой формулой все вопросы транзита газа в ЕС через Россию должны решаться в рамках протокола, а все вопросы транзита российского газа в ЕС через сопредельные страны будут решаться (после их вхождения в ЕС) в рамках внутреннего транспортного законодательства ЕС.

Применение своего рода правового «двойного стандарта» будет предусматривать в случае транспортировки энергетических продуктов и материалов из третьих стран в Европу по территории России регулирование в рамках Протокола по транзиту. В то же время при транспортировке своего газа в какую-либо из стран ЕС по территориям одной или нескольких стран ЕС придется руководствоваться только внутренним законодательством ЕС. Таким образом, в части снабжения ЕС энергоресурсами России, с одной стороны, отводится роль поставщика на основе транспортного законодательства ЕС, а с другой стороны – роль транзитной страны, но уже на условиях Протокола по транзиту.

Расходятся взгляды ЕС и России и по статье 8 протокола о так называемом «Праве первого отказа», предоставляющем экспортеру, имеющему долгосрочные контракты на поставку, первоочередные права транзита, тогда как по предложению ЕС право транзита должно гарантироваться только краткосрочными транзитными соглашениями, заключаемыми на конкурентных условиях. Принятие формулы, отстаиваемой ЕС, создало бы для российских экспортеров, работающих на базе долгосрочных контрактов, большие риски, суммы убытков по которым могли бы исчисляться многими сотнями миллионов долларов.

Таким образом, позиция Российской Федерации по ратификации Россией Договора к Энергетической хартии сводится к тому, что отдельные формулировки договора носят дискриминационный характер по отношению к России и должны быть доработаны с учетом взаимных интересов, в том числе и Евросоюза. В настоящее время продолжаются неофициальные консультации экспертов в рамках завершения переговоров по проекту протокола по транзиту к ДЭХ с целью проработки нерешенных вопросов.

Дмитрий Иванович Сухопаров - директор департамента международного сотрудничества Минпромэнерго России.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
682
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
893
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
733
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
600

Другие новости