0
2751
Газета Интернет-версия

10.10.2006 00:00:00

ЕврАзЭС движется по пути создания общего энергетического рынка

Александр Мироненков

Об авторе: Александр Петрович Мироненков - кандидат экономических наук, советник секретариата Интеграционного комитета Евразийского экономического сообщества.

Тэги: единое энергетическое протранство, евразэс


единое энергетическое протранство, евразэс Путь к вершине совершенства, в страну счастья, в том числе энергетического, не всегда бывает прямым и легким.
Микалоюс Чюрлёнис. «Сказка о замке». Дом-музей Чюрлёниса в Каунасе

При создании Евразийского экономического сообщества в 2000 году в качестве одной из ключевых ставилась цель – образование Единого энергетического пространства на территории государств-членов. Об этом прямо говорится в Заявлении глав государств сообщества об учреждении ЕврАзЭС. В настоящее время деятельность Евразийского экономического сообщества в секторе энергетики сосредоточена на формировании и совместном развитии общего энергетического рынка.

Государства ЕврАзЭС (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан) в совокупности располагают значительными запасами различных видов первичных энергоресурсов. Однако каждая страна в отдельности имеет различную степень обеспеченности ими. Так, Россия, Казахстан и Узбекистан по наличию практически всех видов первичных энергоносителей занимают ведущие позиции в сообществе, Кыргызстан и Таджикистан располагают в основном гидроэнергетическими ресурсами, в Республике Беларусь доступные для освоения первичные энергоресурсы крайне ограниченны.

Углубление интеграции в интересах экономического роста

Неравномерность распределения источников энергоносителей по странам сообщества обусловливает объективную необходимость углубления интеграции в топливно-энергетическом секторе экономики. Ее основой является диверсификация энергетического комплекса, обеспечивающая устойчивый рост экономики стран сообщества.

В этом направлении подготовлены соглашения, определяющие порядок взаимодействия энергетических систем государств – членов ЕврАзЭС. Так, на основе соглашения, принятого в 2005 году, ведется совместная разработка топливно-энергетического баланса сообщества. Определены условия информационного обеспечения общего энергетического рынка и подготовлено соответствующее соглашение по этому поводу. В настоящее время в разработке находятся проект Соглашения о порядке организации, управления, функционирования и развития общего электроэнергетического рынка и проект Соглашения по развитию трубопроводного транспорта государств – членов ЕврАзЭС.

После длительной проработки мы вплотную приблизились к подписанию Протокола об условиях перемещения электрической энергии между странами сообщества.

Первый шаг – унификация законодательства

Хотя в данный момент объем экспорта-импорта между государствами – членами ЕврАзЭС составляет 5–6% внутреннего потребления электроэнергии, заметна общая тенденция к росту экспортно-импортных операций.

Для реализации основных принципов построения общего электроэнергетического рынка органами интеграции стран, входящих в ЕврАзЭС, осуществляется работа по унификации национальных законодательств, регулирующих отношения в области энергетики. Постоянными комиссиями Межпарламентской ассамблеи ЕврАзЭС подготовлены Законопроектные предложения по Основам законодательств ЕврАзЭС об энергетике. В последующем в соответствии с принятым документом должны быть изменены национальные законодательства по энергетике стран сообщества.

Ведется работа по упрощению таможенного оформления перемещаемой через границы государств сообщества электрической энергии. Транзит электроэнергии в ограниченных масштабах уже продолжительное время осуществляется в странах сообщества.

В целях дальнейшего развития интеграции в энергетическом секторе главы государств сообщества на сочинском саммите в августе 2006 года поставили задачу разработки Концепции формирования общего энергетического рынка государств – членов ЕврАзЭС. Сейчас идет экспертная проработка проекта концепции.

Проблема водных ресурсов всегда была болезненной в Центральной Азии

Особого внимания заслуживает наиболее острая для государств Центральной Азии и Южного Казахстана проблема рационального использования водных и энергетических ресурсов в бассейнах трансграничных рек Сырдарьи и Амударьи.

Наиболее важными аспектами в этой сфере являются водно-энергетическое регулирование и привлечение масштабных долгосрочных инвестиций в строительство гидроэнергетических объектов.

В рамках ЕврАзЭС инициированы работы по завершению строительства Сангтудинской ГЭС-1 (ОАО РАО «ЕЭС России») и Рогунской ГЭС (РУСАЛ) в Таджикистане. Всеми заинтересованными сторонами эти проекты рассматриваются как важный шаг вперед по освоению и обеспечению управления водно-энергетическими ресурсами реки Амударьи.

В апреле 2006 года правительство Кыргызстана обратилось в ОАО РАО «ЕЭС России» с предложением возобновить партнерство в области электроэнергетики и, в частности, продолжить работу по проектам строительства Камбаратинских ГЭС – 1 и 2.

Эти гидроэлектростанции смогут создать эффективный режим работы каскадов ГЭС на реках Сырдарье и Амударье и их притоках, обеспечивающий устойчивое водопользование и выработку электроэнергии. При этом в летний период может быть осуществлен пропуск воды для орошения в необходимом для стран региона объеме при выработке значительного количества электроэнергии для продажи ее на рынках электроэнергии как государств сообщества, так и других государств (Китай, Иран, Афганистан и др.).

Решение проблем совместного использования водно-энергетических ресурсов в Центральной Азии имеет не только решающее экономическое, но и огромное экологическое, политическое и международное значение. По сути, это один из основных факторов формирования в регионе зоны стабильности, экономического развития и экологической безопасности.

Такие задачи решались в ОЦАС, где прорабатывалась тема создания водно-энергетического консорциума. С учетом интеграции ОЦАС в ЕврАзЭС и вступления Узбекистана в сообщество появились новые возможности для комплексного решения вопросов водно-энергетического регулирования в регионе.

Дополнительный импульс в реализации инвестиционных проектов даст создание Евразийского банка развития.

Представляется необходимым проработать вопросы создания некой структуры (возможно, в форме водно-энергетического консорциума) с функциями водно-энергетического регулирования и инвестирования в совместные гидроэнергетические проекты.

Актуальность подобного подхода возрастает также и в связи с тем, что теперь на ЕврАзЭС возложены обязанности реализации принятых в рамках ОЦАС решений по этому вопросу. Именно поэтому на сочинском саммите главы государств сообщества приняли решение о разработке Концепции эффективного использования водно-энергетических ресурсов Центрально-Азиатского региона.

Ключевым положением в проекте должна быть реализация той части концепции, которая тесно увязывает вопросы инвестиций и участия в водно-энергетическом регулировании. Причем на первом этапе должны быть достигнуты договоренности по водно-энергетическому регулированию и на этой основе – инвестиционные соглашения. Помимо достижения баланса интересов государств верхнего и нижнего течения рек, это условие будет способствовать защите интересов инвесторов.

Таким образом, обеспечение энергобезопасности государств – членов ЕврАзЭС и сообщества в целом представляется комплексом согласованных действий, направленных на создание Единого энергетического пространства и включающих в себя реализацию совместных инвестиционных проектов в энергетике, сближение национальных законодательств и преодоление барьеров на пути взаимовыгодного сотрудничества, формирование общего электроэнергетического рынка.

═Источник: пресс-служба Интеграционного Евразийского экономического сообщества
═Источник: пресс-служба Интеграционного Евразийского экономического сообщества


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1039
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1420
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1070
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
895

Другие новости