0
3093
Газета Интернет-версия

09.10.2007 00:00:00

Общеевропейская энергетическая безопасность – миссия России

Алексей Хайтун

Об авторе: Алексей Давыдович Хайтун - профессор, доктор экономических наук, Институт Европы РАН.

Тэги: энергетическая безопасность, евросоюз, газ, нефть


энергетическая безопасность, евросоюз, газ, нефть Глобализация подобна паутине, которая охватывает все страны и делает всех людей взаимозависимыми.
Микалоюс Чюрлёнис. «Соната солнца. Финал». Дом-музей Чюрлёниса в Каунасе

Проблемы глобальной энергетической безопасности, включая обеспечение транзита российских углеводородов в Европу, стали одной из главных тем VII Экономического форума, проходившего с 5 по 8 сентября с.г. в городе Криница (Польша). Этим проблемам были посвящены доклады на сессии «Топливо и энергетика», семинар «Пути транзита нефти и газа из России в Европу». По имеющимся оценкам в обсуждении темы «Энергетическая связка Россия–Европа» на различных секциях участвовало не менее четверти участников этого форума, который привлек до трех тысяч экспертов со всей Европы. И это понятно – безопасность энергоснабжения развитых стран мира волнует сейчас очень многих.

Страхи потребителей

Страх перед глобальным энергетическим дефицитом, который закрепит цены на нефть за отметкой выше 50–60 долл./баррель и замедлит темпы роста мировой экономики, понятен и стал политической проблемой. Проблематика международной энергетической безопасности в кратко- и среднесрочной перспективе заключается не столько в конечности запасов нефти и газа (соответственно 41 и 60 лет), сколько в региональных кризисах и нестабильности в нефте- и газодобывающих странах, а также в неудовлетворенной – по той же причине нестабильности – потребности в инвестициях в новую инфраструктуру (разведку полезных ископаемых, в нефтеперерабатывающие заводы, в нефте- и, особенно, газопроводы и т.д.). Существенную роль играют конфликты на транспортных путях перекачки газа и нефти, угрозы судоходству, а к европейским проблемам можно добавить и экологические ограничения по выбросам СО2 и опасность загрязнения при авариях на транспорте. Огромные масштабы транспортировки энергоресурсов несут в себе риски, связанные с экологией и здоровьем людей: нефтяные пятна, утечки из газо- и нефтепроводов, перевозка радиоактивных веществ и транспортная перегрузка в ряде транзитных зон (например, на Босфоре).

Регуляторы рынка

Известно, что европейский рынок нефти и нефтепродуктов регулируется крупнейшим картельным соглашением мира – ОПЕК. Россия, в принципе, может на него воздействовать, однако не может ни сейчас, ни в долгосрочной перспективе существенно влиять на уровень цен: ее доля в совокупных мировых поставках энергоресурсов вряд ли когда-либо превысит 14–15%. На текущий период монопольно завышенных цен на нефть российские компании вполне конкурентоспособны во всех странах ЕС. Однако ожидается нарушение равновесия рынка в связи с вводом новых месторождений Ливии, Алжира и Прикаспия. Значительно повлияет ситуация в Ираке и Иране.

Себестоимость добычи нефти на Ближнем Востоке и в Ливии составляет 2–6 долл. Нефть расположена вблизи океанских портов. В России себестоимость добычи нефти оценивается в 6–14 долл. за баррель. Себестоимость нефти из новых месторождений достигнет 22–24 долл. Стоимость транспорта российской нефти в несколько раз выше ближневосточной: средняя дальность доставки по нефтепроводам превышает 3000 км (Ливия – 600 км, Норвегия – 1000 км); часть поставок производится на малотоннажных судах и железнодорожном транспорте. Основной транспортный поток стран-конкурентов формируют океанские танкеры. Более 90% разведанных на сегодняшний день углеводородов сосредоточено в исламском мире – они простираются от недостаточно изученных месторождений Центральной Азии и бассейна Каспия до Персидского залива – почти 65% всех месторождений нефти и 34% всех глобальных запасов газа. Вместе с этим 10 из 14 ведущих стран – экспортеров нефти следует отнести к категории нестабильных, что при конфликтах может привести к сбоям или прекращению экспорта нефти и газа на мировой рынок.

Экономическая «ниша» для поставок российского газа в Европу сохранится при любом соотношении сил на энергетическом рынке, но при условии реализации крупномасштабных инвестиционных проектов, стоимость которых на период до 2015 года оценивается: по газовой промышленности – 45–50 млрд. долл., по нефтяной промышленности – 55–60 млрд. долл. Потребуются серьезные государственные гарантии. Важнейшее условие – доверие мирового капитала к устойчивости политической стратегии России.

В поиске углеводородов

ЕС импортирует 40% потребляемого природного газа, при этом более 32% от всего импорта газа – российского происхождения. В некоторых странах зависимость от российского газа еще выше: Германия – 42%, Австрия – 75%.

К 2027 году спрос стран ЕС может достичь 730 млрд. куб. м, а доля импорта при этом может повысится с 40 до 70%. Многие полагают, что это может поставить Европу в политическую зависимость от стран-экспортеров, в том числе и России. Выход из подобной зависимости видят в развитии АЭС и новых источников энергии. Сейчас на ядерную энергию приходится лишь 6% мирового топливно-энергетического баланса и 17% производимой электроэнергии, хотя ресурсы атомного топлива поистине неисчерпаемы. По прогнозам МАГАТЭ, доля ядерной электроэнергии за 20–25 лет снизится до 12–15%. Главное ограничение – «Чернобыльский синдром». Программа ЕС имеет целью покрыть возобновляемыми источниками энергии 20% потребностей в электроэнергии и 12% общего спроса на энергию. Однако такие источники станут конкурентными очень не скоро и лишь при государственном протекционизме. Если атомная энергетика и новые источники не покроют спроса, а энергосбережение не даст результатов – экономика стран ЕС останется заложницей импорта углеводородных энергоресурсов, особенно природного газа. И в этом главная угроза энергетической безопасности Европы: зависимость от импорта природного газа из России противоречит концепции ЕС о диверсификации. Между тем решения в этой сфере должны приниматься именно сегодня.

Нефтяной бизнес зависит от политической стабильности преимущественно на фазе добычи, он территориально и структурно децентрализован. Для управления нефтяными потоками пока хватало методов классического капитализма. Напротив, система газоснабжения по технологической основе централизованна. Для ее устойчивости необходимы миллиардные капиталовложения в трубопроводную сеть, функционирование которой зависит от территориальных конфликтов и угроз терроризма. Например, российский газ экспортируется по трубопроводам, которые пересекают границы 14 государств. Только через Украину проходят 7 магистральных газопроводов из России, ее газотранспортная система имеет пропускную способность на входе 288 млрд. куб. м, на выходе – 175 млрд. куб. м. В 2005 году через территорию этой страны прокачано в общей сложности 136,4 млрд. куб. м смеси российского, туркменского, узбекского и казахстанского газа.

Если в 2005 году Украина заплатила за импорт газа 3,46 млрд. долл., то в 2006 году при сохранении тех же объемов и структуры импорта и за вычетом возросшей оплаты транзита она заплатила странам-поставщикам суммарно 5,7 млрд. долл., то есть на 2,24 млрд. долл. больше. Эти цифры примерны, так как корректируются пропорциями поставок газа из различных источников и фактическими ценами среднеазиатского газа. Важно, что «газовый конфликт» с Украиной имел последствиями возрастание тревоги ЕС по поводу устойчивости поставок и в конечном счете породил проект обходного газопровода по дну Балтийского моря проектной мощностью 32 млрд. куб. м и протяженностью до 1500 км. Однако данная стройка изменит немногое: совокупная пропускная способность системы увеличится только на 15%, стоимость подводной трубы в 2–2,5 раза выше, чем наземной.

Поскольку газоснабжение Европы зависит в первую очередь от магистральных трубопроводов Восток–Запад, пересекающих границы стран, которым нет серьезной альтернативы, для энергетической безопасности особенно важна политическая составляющая, а именно механизм политических согласований межстранового транзита. По мнению ведущих экспертов Запада, основной фактор нестабильности в том, что российское государство не хочет потерять непосредственный контроль над газовыми ресурсами и газопроводами. Однако политика газового монополизма опасна и для России: если цены быстро упадут ниже 30 и даже 35 долл. за баррель, а газовый импорт сократится, то это может стать провалом нашей «энергозависимой» экономики – как в 1998 году.

Итак, по нашему мнению, для энергетической безопасности Европы по оси Восток–Запад не существует значимых технологических и экономических угроз, но имеются политические, вызванные расхождениями целей государств ЕС и России. В рамках подобной модели обеспечить в среднесрочной перспективе объединенной Европе энергетическую безопасность возможно, когда будет реализована прокламируемая цель общеевропейской интеграции, включающей как важнейший элемент демократическую Россию.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
774
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1021
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
816
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
667

Другие новости