0
10622
Газета Интернет-версия

09.02.2016 00:01:00

Газовый остров Старого континента

Алексей Носков

Об авторе: Алексей Юрьевич Носков – независимый аналитик.

Тэги: газ, испания, спг, транзит, поставки


газ, испания, спг, транзит, поставки Президент испанской компании Gas Natural Fenosa Сальватор Габарро намерен воспользоваться газовым кризисом между Украиной и Россией. Фото с сайта www.gasnaturalfenosa.com

«Украинский кризис дал Испании шанс сделаться газовыми воротами в Европу», – произнес 17 апреля 2014 года президент испанской компании Gas Natural Fenosa Сальвадор Габарро, подразумевая расширение имеющихся возможностей по реэкспорту голубого топлива в страны ЕС, поступающего в Испанию из Алжира и других стран. 

По мнению председателя Европейского совета Дональда Туска, это может обеспечить замену 50% поставок российского газа и таким образом значительно снизить зависимость ЕС от Москвы. 

Подобные инициативы были обусловлены не антироссийскими настроениями Мадрида, а скорее желанием получить политические и экономические дивиденды в качестве крупного регионального реэкспортера газа, что является целью Испании на протяжении последних лет. И украинские события – всего лишь удачный повод для предложения такого рода услуг на энергетическом рынке ЕС. 

И хотя серьезных шагов по воплощению в жизнь упомянутых выше высказываний пока не предпринято, такие возможности действительно имеются, и к ним необходимо относиться со всей серьезностью.

Газовый остров Европы

Иберийский полуостров нередко называют «газовым островом Европы» из-за удаленности от таких традиционных поставщиков, как Норвегия и Россия. Собственные запасы углеводородов Испании и Португалии тоже незначительны, что во многом определило дальнейшие тенденции. 

В Испании до начала 1990-х годов доля голубого топлива в структуре энергопотребления была незначительна (менее 5%), уступая углю, нефти, атомным и гидроэлектростанциям. 

Стабильный и быстрый рост экономики в 1990–2009 годах повлек за собой и увеличение спроса на энергию. Начиная с 1990 года потребление голубого топлива росло, его доля в общем энергобалансе достигла 24% в 2009 году, что составляло 38 млрд куб. м в год. При этом спрос на остальные виды топлива стабилизировался и почти не увеличивался в те годы. 

Основными потребителями являются предприятия промышленного сектора и электростанции, хотя в последнем случае газ немного уступил позиции возобновляемым источникам. Также наметилась тенденция по увеличению количества транспортных средств, работающих на голубом топливе.

Сегодня Испания занимает седьмое место в Европе по объемам потребления природного газа и пятое место по его импорту. В стране имеется широко разветвленная газотранспортная сеть общей протяженностью более 75 тыс. км.

Около 99% потребляемого газа импортируется. На СПГ приходится более 60% поставок голубого топлива в страну,  35% поступают из Алжира по газопроводам Магриб–Европа (сооружен в 1996 году, мощность 11,5 млрд куб. м в год) и Medgaz (сооружен в 2010 году, мощность 8 млрд куб. м в год). Еще около 4% приходится на норвежский газ, поступающий по небольшому газопроводу через территорию Франции. 

В стране имеется шесть регазификационных терминалов: Бильбао в Стране Басков, Ферроль в Галисии, Барселона, Сагунто и Картахена на Средиземноморском побережье, и еще один в городе Уэльва на атлантическом побережье. Их общая мощность – около 65 млрд куб. м в год, что делает Испанию лидером по этому показателю в Европе. В планах правительства строительство двух терминалов на Канарских островах и одного на берегу Галисийского залива, также рассматривались возможности по расширению некоторых из существующих. 

Главные поставщики СПГ – Алжир (более 35%), Нигерия (более 20%), Катар (более 20%) и другие страны. До конца нулевых годов значительная часть поставок СПГ приходилась на Египет, однако в связи с прекращением экспорта голубого топлива из арабской республики его доля была занята другими поставщиками. 

Интересно, что еще в середине нулевых годов, согласно правительственным прогнозам, ожидался значительный рост общего спроса на энергию в стране. На фоне этого доля газа в общем энергобалансе должна была возрасти к 2016 году до 25%, а к 2020 году – до 29%. Это и повлекло за собой тенденцию по привлечению инвестиций в сооружение инфраструктуры, позволяющей импортировать большие объемы голубого топлива. 

Однако экономический кризис 2008–2009 годов внес свои коррективы: с 2009 года начался быстрый спад потребления газа, что вызвано общим снижением спроса на энергию и в меньшей степени – бурным развитием возобновляемых источников энергии. В последние годы доля голубого топлива в структуре потребляемых энергоносителей колеблется на уровне 21–22% вместо прогнозируемых 25%, что соответствует 31 млрд куб. м в год. Уменьшение импорта происходит за счет СПГ, тогда как поставки трубопроводного газа остаются стабильными, что объясняется ценовым фактором.

Результат этого всего – наличие мощностей по импорту газа в Испании, которые в 2,5 раза превышают внутренние потребности даже без учета запланированных проектов по их расширению. И особенно это касается терминалов по приему СПГ. 

С учетом большого количества вложенных инвестиций в строительство импортирующей инфраструктуры встает вопрос о возможности их дальнейшей окупаемости и применения сооруженных объектов. Именно поэтому Испания так активно лоббирует замену поставок российского газа другим.

Газопровод сквозь просторы Сахары

Кого же стоит рассматривать в качестве тех самых альтернативных поставщиков?

При озвучивании описанных выше инициатив о возможной замене российского сырья подразумевался в первую очередь алжирский газ. 

Однако предполагалось вовсе не сиюминутное увеличение поставок. И дело здесь даже не в отсутствии достаточной инфраструктуры, а в ограничении экспортных возможностей Алжира. С целью их расширения испанские чиновники предложили европейцам только инвестировать в геологоразведку африканской страны, а затем и в сооружение соответствующей инфраструктуры. При оптимистичном развитии событий газ в любом виде мог бы затем поставляться в страны ЕС через Испанию. Алжирская сторона выразила заинтересованность в таких инвестициях, что логично. 

Однако все это потребует временных и финансовых затрат, а сами инвестиции в Алжир представляются европейцам относительно малопривлекательными ввиду сложной военно-политической обстановки в регионе. Идти на такой риск они вряд ли готовы. 

Что действительно может составить серьезную конкуренцию «Газпрому» и иным поставщикам на европейском рынке и значительно изменить всю систему поставок энергоносителей в ЕС, так это Транссахарский газопровод. 

Согласно первоначальному плану, эта магистраль длиной 4128 км должна обеспечить доставку газа из Нигерии в Алжир через территорию Нигера, откуда по существующим мощностям топливо будет транспортироваться в Испанию. Предполагаются поставки в объемах от 20 до 30 млрд куб. м в год. 

Первые предложения о строительстве этого газопровода звучали еще в 1970-х годах, но внимание к нему повысилось в нулевые годы. В 2009 году в Абудже подписано межправительственное соглашение между Нигерией, Алжиром и Нигером, при этом SONATRACH и Nigerian National Petroleum Corporation владеют 90% акций, остальные 10% принадлежат правительству Нигера. Стоимость проекта оценивалась от 10 до 14 млрд долл., еще 3 млрд долл. потребуется на строительство центров по сбору и распределению газа. В 2012 году заявлялось, что газопровод будет сооружен уже в 2015 году, однако на сегодняшний день строительство газопровода так и не начато, хотя проект рассматривается в качестве приоритетного в экономической стратегии трех африканских стран. 

Главное препятствие для его реализации – это большая стоимость на фоне сомнительной надежности, также обусловленной сложной военно-политической обстановкой в регионе, которая в последние годы значительно ухудшилась. 

Интерес к строительству магистрали проявлял и «Газпром», однако владельцы проекта не приветствовали участие российской компании в нем. Кроме того, против участия «Газпрома» выступали и некоторые европейские чиновники, которые очень болезненно воспринимают любую инициативу российской компании в газовой отрасли стран Северной Африки, опасаясь угрозы монополии со стороны России.

Как бы там ни было, в краткосрочной перспективе строительство этого газопровода маловероятно. 

Ввиду этого заменить российский газ Испания может только с помощью СПГ, и в этом аспекте на ее регазификационные терминалы возлагают надежды не только испанские бизнесмены, но и многие производители сжиженного газа. 

Глобальные рынки СПГ диктуют свое

Прежде всего это Катар, занимающий третье место в мире по запасам природного газа после России и Ирана и являющийся лидером по объему продаваемого за рубеж голубого топлива в сжиженном виде. В стране сегодня функционирует 14 СПГ-терминалов общей мощностью 77 млн т в год, что составляет 26% от объема мирового производства СПГ. Загрузка перерабатывающих мощностей достигает 100%, почти весь произведенный СПГ экспортируется (76,4 млн куб. м в 2014 году).

Завидным положение эмирата с точки зрения некоторых экспортных возможностей делает и географическое расположение страны: расстояние до крупных потребителей СПГ в Европе и в странах Азии приемлемо с точки зрения рентабельности и безопасности перевозок. Ввиду этого Доха зарекомендовала себя как надежный партнер в вопросах быстроты и своевременности доставки кораблями голубого топлива в виде СПГ, чем очень гордятся катарские чиновники и представители крупного бизнеса.

Но самое главное – это возможности диверсифицировать поставки СПГ как в европейском, так и в азиатском направлениях, особенно в период снижения цен в одном регионе и повышения их в другом. Это позволяет Дохе проводить политику, называемую в западных источниках «дискриминационной монополией», то есть оказывать существенное влияние на региональные цены СПГ, особенно в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). 

Катарский СПГ поставляется в 26 из 29 государств-импортеров.

Большая часть (72%) катарских поставок СПГ приходятся на азиатские рынки, среди которых первые четыре места занимают соответственно Япония, Южная Корея, Индия и Сингапур. Европа формирует 23% в доле катарских поставок, еще 7% приходится на другие страны. Это объясняется как высокими ценами на СПГ в АТР, так и ростом спроса на него в прошлом при относительно ограниченном предложении, что создало очень благоприятные условия для Дохи в плане завоевания значительной доли рынка.

Но в течение последнего десятилетия многие участники энергетического рынка стали склоняться в сторону потребления СПГ, что вызвано совершенствованием технологий и снижением себестоимости его производства, политическими причинами и экологическими соображениями. Прогнозируется дальнейшее увеличение спроса на него в 1,5 раза до 2025 года. При этом основным импортером останется Азиатско-Тихоокеанский регион. Правда, от главных его потребителей – Японии, Южной Кореи и Тайваня – не ожидается серьезного повышения спроса. Увеличение потребления должно будет произойти главным образом в Китае, Индии и некоторых других государствах региона. Страны ЕС увеличат потребление, но в менее значимых масштабах. Важными центрами спроса могут также стать страны Южной Америки, Ближнего Востока и Африки.   

Соответственно глобальный сектор производства СПГ стал привлекать большие инвестиции. Наиболее оптимистичные аналитики прогнозируют увеличение общего количества производящих СПГ мощностей более чем в два раза уже к 2025 году, что намного превысит спрос на него. 

Лидерами по объему инвестиций в производящие СПГ мощности сегодня являются Австралия, США, Канада, Мозамбик и Танзания. 

Австралия инвестировала в развитие СПГ-проектов около 200 млрд долл., благодаря чему до конца 2017 года планируется достижение общих мощностей 87 млн т в год (еще в 2013 году эта цифра была 24,2 млн т в год), что сделает ее лидером по этому показателю в мире вместо Катара. Если сравнить австралийский и катарский газ, то у первого есть серьезный недостаток: более высокая (в 1,5 раза) себестоимость ввиду большей стоимости рабочей силы и процессов газодобычи. Однако есть и некоторые преимущества: к примеру, продолжительность маршрута танкера до Японии, формирующей 35% от общего спроса в мире на СПГ, составляет 10 дней от австралийских берегов, тогда как от Катара – 20 дней. Сама Япония сегодня закупает примерно одинаковое количество СПГ у катарских и у австралийских производителей. 

Растут экспортные возможности и в США, чьи доказанные запасы голубого топлива оцениваются на уровне 9 579 трлн куб. м. Большинство СПГ-терминалов расположены на побережье Мексиканского залива, что создает неудобства для экспорта в азиатском направлении.

Однако все может измениться после завершения проекта по расширению Панамского канала, что сократит маршрут движения газовозов, к примеру, из США в Японию с 50 до 30 суток. Сегодня только 7% от общего количества СПГ-танкеров способны пройти через это гидротехническое сооружение. После расширения канал будет способен пропускать через себя более 90% СПГ-танкеров. Завершение расширения Панамского канала периодически затягивается из-за технических сложностей. В соответствии с действующим графиком ввод в эксплуатацию новых мощностей запланирован на декабрь 2016 года. О большом внимании к проекту говорит тот факт, что ряд американских компаний, производящих СПГ, подписали с панамскими властями соглашения о сотрудничестве и об инвестициях в развитие проекта с целью ускорить его завершение. 

К борьбе за рынки АТР в ближайшие годы могут также прибавиться Канада, Россия, Танзания и Мозамбик. Две последние африканские страны планируют соорудить производящие СПГ предприятия общей мощностью 20 млн т в год и тоже выйти на международные рынки. Канадские предприятия имеют некие преимущества в вопросах себестоимости и в географическом расположении ввиду близости к азиатским потребителям.

Делать прогнозы относительно перспектив азиатских рынков СПГ и того, кто будет поставлять продукцию на них, не является целью данной статьи. Да и предсказать в настоящее время это довольно сложно. 

Ясно одно: огромные инвестиции в СПГ-сектор, особенно в США и Австралии, были сделаны совсем не для того, чтобы наблюдать за рынками сбыта со стороны. Поэтому глобальный рынок СПГ в ближайшие годы ожидает серьезная конкуренция со стороны производителей и, возможно, крупный передел, что, конечно, не может обойти стороной рынки АТР как одни из самых привлекательных. И преимущества Катара в виде относительно низкой себестоимости, быстроты маршрутов и наработанного годами сотрудничества со странами региона не будут являться определяющими. Помимо этих вопросов, есть и политическая составляющая, а также возможности заключения экономических соглашений в обмен на закупки СПГ, и здесь возможности крошечного Катара уже не такие широкие, как у США и Австралии. 

При развитии подобных тенденций высока вероятность того, что Доха будет вынуждена уступить часть азиатского рынка своим конкурентам. 

В этой ситуации наиболее предпочтительным для Катара становится постепенный поворот в сторону других рынков. К таковым следует отнести прежде всего ближневосточный и европейский. Первый рассматривается как один из самых быстрорастущих в мире, а европейский – как один из крупнейших и более доступных ввиду географического положения и накопленного опыта во взаимодействии. В общем-то, этот разворот уже происходит медленными темпами.

Примерно те же вызовы стоят также перед Нигерией, которая тоже может утратить часть азиатского рынка и увеличить присутствие на европейском. И здесь Испания ввиду наличия развитой инфраструктуры представляется одним из самых привлекательных направлений.

Интерес к Испании имеется даже у американских производителей, которые не исключают приход на европейские рынки в течение следующих лет. Тем более что себестоимость добычи голубого топлива и последующего сжижения в США характеризуется как относительно невысокая, что может частично компенсировать транспортные издержки.

В сентябре 2015 года министр нефти Ирана Пежан Намдар Замгани в ходе переговоров со своим испанским коллегой заявил, что Исламская Республика надеется начать осуществление поставок СПГ в страны ЕС через испанские терминалы. В свою очередь, министр энергетики Испании Хосе Менуэль Сория заявил, что его страна готова действовать «в качестве канала по экспорту иранского газа в Европу». 

В настоящее время это всего лишь разговоры хотя бы потому, что мощности по сжижению газа у Тегерана отсутствуют. По мнению экспертов, в случае окончательного снятия санкций с Ирана процесс их создания может занять около двух лет. Возможности для иранских экспортеров СПГ на европейском рынке оцениваются как более серьезные по сравнению с азиатским рынком, где завоевать свою долю для Тегерана будет значительно сложнее. 

При этом необходимо помнить, что, несмотря на наличие больших мощностей по приему СПГ, отсутствует система газопроводов, связывающая Испанию с Францией, которая может обеспечить этот самый реэкспорт. В настоящий момент намечено ее сооружение. Речь идет в первую очередь о газопроводе Midcat протяженностью 190 км и мощностью 14 млрд куб. м в год, который должен быть проложен вдоль Средиземноморского побережья в сторону Франции. По утверждению представителей Еврокомиссии, проект будет завершен в 2020 году. Стоимость этих магистралей оценивается как высокая ввиду горного рельефа.

Имеются планы по строительству газопровода через баскские провинции на севере Испании.

Низкие цены могут обрушить все планы

Впрочем, все подобные инициативы с переходом на СПГ при наличии трубопроводного вряд ли привлекательны с экономической точки зрения. Поэтому наивно было бы полагать, что только с целью поддержки идеалов «революции майдана» европейцы готовы серьезно вложиться в эти проекты. Иной вопрос, что в этом есть заинтересованность производителей СПГ, и многое зависит от того, какие условия они готовы предложить потенциальным покупателям в Европе. 

Но сейчас, в условиях снижения рыночных цен на углеводороды, подобные инвестиции в объекты инфраструктуры могут и вовсе потерять свой экономический смысл. Поэтому вероятность реализации испанских инициатив снижается.

 В этом плане длительное падение цен на углеводороды может быть частично выгодно традиционным поставщикам газа в ЕС, в том числе России ввиду возможностей сохранения своих позиций. Кроме того, многие производители, инвестировавшие большие средства в СПГ-мощности, могут уже сейчас не выдержать конкуренции и уйти с рынка. Также в случае сохранения дальнейшей ценовой тенденции встает под вопрос перспектива сохранения некоторых поставщиков газа как стабильных государств, особенно на Африканском континенте, которые, столкнувшись с внутренними социально-экономическими проблемами, могут погрузиться в политическую нестабильность и перестать быть надежными и стабильными экспортерами энергоносителей. 

Что касается испанского реэкспорта, то в настоящее время более вероятным представляется возможная замена им алжирского, а не российского газа. При сохранении текущих внутренних тенденций, связанных с увеличением спроса и стагнацией в добыче, арабская республика уже в ближайшие годы может значительно снизить экспорт голубого топлива в страны ЕС, в первую очередь СПГ. В этом случае за недостающую долю алжирского газа может развернуться конкуренция, в том числе на испанском рынке. Впрочем, и здесь Россия имеет шансы на успех как экспортер СПГ. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
859
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1157
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
906
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
742

Другие новости