0
17062
Газета Интернет-версия

15.01.2024 17:20:00

Fast LNG – новая концепция СПГ-заводов

Первый в мире проект на платформах самоподъемного типа готовится к пуску

Юрий Москвитин

Об авторе: Юрий Тимофеевич Москвитин – независимый эксперт.

Тэги: плавучие спг заводы, новая концепция, сша, мексика, азия


плавучие спг заводы, новая концепция, сша, мексика, азия Платформа для добычи и отгрузки быстрого СПГ. Фото с сайта www.newfortressenergy.com

Три морские платформы с говорящим названием Pioneer – первооткрыватели морского производства СПГ принципиально нового типа. В Мексике, в последние годы бывшей импортером СПГ, проходит пусконаладку завод, который впервые в истории страны отправит партию сжиженного газа на экспорт. С конца сентября и до начала января три самоподъемные платформы Pioneer прибыли в порт Альтамира в Мексиканском заливе. Вместе они проект Altamira LNG. Его пуск запланирован на I квартал 2024 года. До сих пор плавучие СПГ-заводы никогда не строились на самоподъемных платформах (jack-up). Такие конструкции ранее использовались только для бурения.

Все три платформы завода построила американская компания New Fortress Energy (NFE) на судоверфи Keiwit в Техасе. Точнее, не построила, а перепрофилировала три буровые сооружения в комплекс по производству СПГ. Названы самоподъемными конструкции потому, что они в рабочем положении не плавают и не становятся на дно корпусом, а удерживаются на подводном грунте на подвижных опорах, «ногах». Их может быть до восьми, чаще всего четыре. В транспортном положении они подняты, а по прибытии на место работ опускаются домкратами до упора в дно так, чтобы платформа оставалась выше волн. Ограничение по глубине обусловлено длиной опор. Как правило, до 150 м, но это правило не жесткое, может быть и больше. Самой высокой самоподъемной установкой на сегодняшний день является Noble Lloyd Noble высотой 214 м.

Платформа Pioneer II – основная часть завода Altamira LNG. На ней установлена линия по сжижению – криогенный испаритель и компрессоры. На платформе I – установка по очистке газа и резервуары для хранения готовой продукции. На платформе III – электростанция, жилые и вспомогательные помещения.

Годовая производительность завода небольшая, всего 1,4 млн т в год, то есть он среднетоннажный. Но и стоимость проекта – 1,6 млрд долл., что совсем немного для средних по отрасли цен (в пересчете капзатрат на единицу продукции). NFE в партнерстве с мексиканской энергокомпанией CFE планируют еще два подобных завода. По информации Marine Link, их стоимость будет еще ниже – 1,3 млрд долл., но официально компании это не подтверждали.

В порту Альтамира с 2006 года есть регазификационный терминал, но он недогружен. СПГ-проект может использовать его инфраструктуру, что снизит затраты. В Мексике кроме этого сухопутного регазификационного терминала есть еще два – Manzanillo (3,8 млн т в год) и Costa Azul (7,6 млн т в год). Плавучих терминалов по приему сжиженного газа (FSRU) в стране нет.

Единственный производитель СПГ страны – Solensa, но у него малотоннажный завод, он поставляет газ для тяжелого автотранспорта. Получается, что Altamira LNG станет первым среднетоннажным производством в Мексике. Минэнерго Мексики в июне выдало NFE лицензию на экспорт СПГ до апреля 2028 года.

NFE не сообщает, есть ли у нее контракты с потребителями. Можно догадаться, что газ останется в Карибском регионе. NFE – не новичок в нем. Компания является оператором двух газовых электростанций в Пуэрто-Рико мощностью 200 МВт и 150 МВт.

Количество самоподъемных платформ в мире – более 550. Массовое строительство удешевляет их производство. NFE на своем сайте сообщает, что после вывода из эксплуатации и ремонта платформы ее можно быстро и просто переоборудовать в СПГ-завод – достаточно демонтировать буровое оборудование и поставить вместо него линию по сжижению. Но «подвис» вопрос. А зачем вообще производство СПГ мигрирует с суши на море?

В мире действует 74 крупнотоннажных завода СПГ (на осень 2023 года) в 24 странах и с суммарной мощностью 476,5 млн т, сообщили в Международной группе импортеров СПГ (GIIGNL). В 2026 году мощность заводов возрастет на 21%. Подавляющее большинство действующих производств расположено на суше, но среди новых все чаще появляются и морские проекты. Уже примерно треть нефти и газа добывается в море, правда СПГ-проектов пока лишь с десяток. Однако их число растет. Идти в море дальше и глубже – уже сложившаяся в мировой нефтегазовой отрасли тенденция.

Как ТЭК уходил в море

Нефтедобычным проектам в море больше 200 лет, то есть они не намного моложе сухопутных. В 1896 году компания California Star Oil Works начала бурение скважин вблизи побережья Тихого океана, у Санта-Барбары, штат Калифорния. Позже, в XX веке, добыча нефти на морском шельфе стала распространяться по всему миру. Это были сначала Северное море, Мексиканский залив и Каспий («Нефтяные Камни», 1949 год, первый советский морской нефтяной проект). Затем мейджоры освоили шельф Австралии, Бразилии и Гайаны. Бразильские подсолевые месторождения и глубоководный шельф Гайаны – важнейшие успехи мейджоров за последние 20 лет. В основном на них производят нефть, так как ее можно отгружать прямо в море, а газ нужно транспортировать по подводным трубопроводам.

Норвегия – самая офшорная нефтегазовая страна. Все ее добычные проекты – на Норвежском континентальном шельфе. Танкеры забирают нефть прямо с платформ, но газ приходится транспортировать по трубам. СПГ страна производит на острове Мелкойя, частично искусственном. Завод Хаммерфест – единственный крупнотоннажный в Европе, он с 2007 года производит по 4,6 млн т СПГ в год. Его нельзя считать морским сооружением, так как он все-таки в основном стоит на суше.


1-10-4480.jpg
Проектами быстрого СПГ американцы стали заниматься
только спустя 20 с лишним лет после появления
соответствующей технологии. Карта «НГ»
Проекты по морскому производству сжиженного газа обсуждались еще в 1970-е годы, но так и остались на бумаге. Торопиться с ними не было смысла. Концептуально морские линии по сжижению разработал Mobil в 1997 году, еще до слияния с Exxon. В тот же год подобную идею предложил Chevron. В конце ХХ века не было необходимости переносить производства СПГ в море, мощности по сжижению строились на суше недалеко от офшорных месторождений (Катар, Австралия).

Однако на суше понемногу становилось тесно, по крайней мере в теплом климате (Арктика требовала совсем других затрат). И вот в XXI веке морское производство СПГ началось в коммерческих масштабах. В 2016 году работали сразу три плавучих завода – Prelude (Shell) и PFLNG1 и PFLNG2 (оба – Petronas). Они реализованы на платформах большого водоизмещения, которые крепятся ко дну якорями, а опоры играют роль стабилизаторов конструкций в условиях течений и волн.

Производство СПГ в море – сложная задача. Все элементы завода надо разместить очень компактно, на площади в четыре раза меньше, чем для завода аналогичной мощности на суше. Волны не должны мешать ни линиям сжижения, ни резервуарам, ни энергетическому и вспомогательному оборудованию, ни системам отгрузки продукции на танкеры. Все это усложняет проект, значит, и удорожает его. Тогда зачем же строить СПГ-завод в море?

Ответ прост: это нужно для того, чтобы использовать ресурсную базу морских газовых месторождений прямо на месте и не прокладывать подводные газопроводы, что малоэффективно, опасно и дорого. Дополнительный бонус операторам – после выработки месторождения плавучий завод можно перенести на другое место и начать производство заново, ведь самая дорогая часть проекта уже существует.

Раз завод, два завод…

Идея строить СПГ-заводы на самоподъемных платформах пришла New Fortres Energy (NFE) в 2021 году. Тогда же она приобрела у Maersk за 31 млн долл. первые две буровые платформы. На сегодня известно, что NFE кроме Altamira LNG планирует построить еще четыре завода подобной конструкции. По информации Petroleum Technology, на техасской верфи сейчас переоборудуются платформы для еще двух заводов, они тоже предназначены для работы в Мексике и должны заработать во второй половине 2024 года или в начале 2025 года.

Компания на своем сайте утверждает, что завод на самоподъемной платформе можно построить быстро – нужно 16 месяцев на переоборудование платформы, еще 4–6 месяцев на ее транспортировку и подготовку к пуску. NFE не называет точных сроков реализации первого проекта, Altamira LNG. Впрочем, их можно вычислить: если переоборудование платформ, купленных в конце 2021 года, началось в начале 2022 года, а к началу 2024 года они уже практически готовы к работе, то на все у компании ушло около двух лет. То есть три первых «пионера» изготовлены без задержек. Это редкий случай в СПГ-отрасли, в которой переносы сроков пуска и перерасход бюджета – обычная история. Исключения можно пересчитать по пальцам, один из них – российский «Ямал СПГ», каждая очередь которого запускалась на несколько месяцев раньше плана.

Altamira – не единственный проект NFE в Мексике, вместе с местной госкомпанией Pemex она готовится разрабатывать глубоководное газовое месторождение Lakach. Но это планы, а проект Altamira практически готов к работе. Помешать его пуску сейчас могут разве что ураганы, но зимой в Северной Атлантике они редкость, их пик приходится на конец лета и осень.

Заводы по производству СПГ до сих пор располагались либо на плавучих (полупогруженных) установках, стоящих на якорях или стойках (характерный пример – Prelude LNG, проект Shell в Австралии), либо на основаниях гравитационного типа (ОГТ), когда конструкция опирается на дно своим весом (первый и пока единственный пример в отрасли – «Арктик СПГ 2»). В обоих случаях срок строительства, транспортировки к морскому месторождению и пусконаладки минимум в два раза больше, чем на переоборудование буровых jack-up-платформ в комплекс по производству СПГ. Главное ограничение для заводов на базе таких сооружений – небольшая глубина.

Самоподъемные платформы пока остаются и еще долго будут использоваться только для разведочного бурения на глубинах до 150 м, для больших глубин они не приспособлены, это сфера полупогруженных платформ, способных работать на глубине моря 1500 м, а Exxon в Гайане на блоке Starboek бурит с них и на 1840 м. Но это нефтяные проекты, Shell производит СПГ на Prelude в Австралии при глубине моря 250 м. Теоретически глубина могла бы быть и больше.

Для «Арктик СПГ 2», напротив, нужно мелководье, поскольку основания гравитационного типа его линий – это, по большому счету, гигантские баржи, которые ложатся на дно и удерживаются на нем собственным весом, поэтому они и называются гравитационными. Ограничение самоподъемных платформ, возможно, не критично, просто пока не было потребности устанавливать их на большей глубине. NFE брала то, что разработано для буровиков. Новация ее – в самом принципе использования jack-up. И компании удалось быстро и экономично построить завод, хоть и не выдающейся производительности. За первым мексиканским СПГ-заводом могут стоять не только технологические новшества, но и новый подход к логистике СПГ.

Станет ли Мексика экспортным окном для США

А теперь самое интересное. Особенность проекта Altamira LNG в том, что оператор не будет добывать газ из подводных месторождений, а получать его по подводному трубопроводу длиной более 500 миль из Техаса, запущенному в 2019 году. Выходит, что завод будет работать по принятой в США схеме – процессингу. При нем оператор СПГ-проекта, как правило, не имеет собственной добычи, а всего лишь оказывает услуги по сжижению для сторонних газопроизводителей. В других странах эта схема не получила распространения, на большинстве проектов операторы сжижают собственный газ. Процессинг чаще используется для переработки нефти, в том числе и в России. Получается, что дешевый американский сланцевый газ, даже подорожавший после прокачки на свыше 1 тыс. км, выгодно сжижать и экспортировать в виде СПГ.

Мексике самой нужен газ в любом виде. Она потребляет до 90 млрд куб. м в год, а добывает около 27 млрд, то есть не закрывает потребностей даже на треть и импортирует газ по трубопроводам из США и немного в виде СПГ. С запасами газа в Мексике неопределенность. Все потому, что в регулировании ТЭК страны полный хаос – то энергетические реформы, то отказы от них, то зеленый свет мейджорам, то угрозы национализации. В нестабильной законодательной среде никто из международных компаний не желает инвестировать в геологоразведку в Мексике. А у ее главной компании Pemex своих проблем хватает – финансовые дыры, коррупционные скандалы и недостаток технологий. При этом она имеет планы по строительству пяти экспортных СПГ-заводов. В их реализацию верится с трудом. Страна, которая сама нуждается в газе, но хочет стать его экспортером, – нонсенс. Но никто и не заявлял, что экспорт СПГ из Мексики должен быть на местной ресурсной базе. Это, возможно, ключ к разгадке нелогичного на первый взгляд экспорта.

Можно предположить, что NFE готовит почву для новой схемы экспорта американского газа – по трубопроводам в соседнюю страну, а там сжижать и поставлять на азиатский рынок, который лишь осенью 2022 года ненадолго уступил статус премиального европейскому. Для поставок в небольшие страны Карибского региона это вряд ли нужно, туда проще доставлять СПГ с проектов в Техасе и Луизиане и не увеличивать затраты.

Стоимость производства СПГ в Мексике возрастет не только из-за расходов на сжижение, СПГ по определению дороже газа, поскольку из него и производится, но в случае NFE затраты увеличиваются еще и на транспортировку по трубам. А «перегон» газа – это его потери на компрессорных станциях, и чем дальше, тем больше затраты. Значит, мотивы компании – обкатка новой логистики для американского СПГ.

Если бы СПГ-заводы на jack-up-платформах находились на западе Мексики, то газ США получил бы короткий путь в Азию. Altamira – на востоке и не подтверждает эту гипотезу. Однако если следующие мощности будут построены на Тихом океане, то США смогут поставлять СПГ в Азию в обход Панамского канала. Это не только сократит «транспортное плечо» в Азию, но и позволит избежать «пробок» на входе в канал.

Получается, что США исподволь, без лишнего шума готовят оптимальную логистическую схему поставок своего СПГ в Азию. Это вполне возможно, такое предположение подтвердится (или нет) после пуска новых проектов NFE. Если они будут в Тихоокеанском бассейне Мексики, то да, США получат логистическое преимущество. И это, пожалуй, более важная роль пробного шара, который в азиатскую лузу пытается направить американская компания. 


Читайте также


Америке досталось от Макрона сильнее, чем России

Америке досталось от Макрона сильнее, чем России

Данила Моисеев

В предвыборной речи французский лидер отметил важность курса на независимость Европы

0
1878
США пытаются купить спокойствие для Красного моря

США пытаются купить спокойствие для Красного моря

Игорь Субботин

Американцы готовы снизить давление на хуситов в обмен на прекращение атак на суда

0
2084
Запад намерен завалить ВСУ оружием и пополнить релокантами

Запад намерен завалить ВСУ оружием и пополнить релокантами

Владимир Мухин

Арест замминистра обороны никак не сказался на ходе СВО

0
3620
Еврочиновники проводят внезапные инспекции в китайских компаниях

Еврочиновники проводят внезапные инспекции в китайских компаниях

Ольга Соловьева

Пекин отвергает претензии к "избыточным" производственным мощностям

0
1889

Другие новости