0
1537
Газета НГ-Политика Интернет-версия

03.06.2008 00:00:00

Эта болезнь в России сильно запущена

Михаил Гришанков

Об авторе: Михаил Гришанков, первый заместитель председателя комитета ГД по безопасности, фракция "Единая Россия"

Тэги: коррупция, законодательство, профилактика


В последнее время слышны голоса о том, что нам в силу национальной специфики можно произвольно определять, каким обязательным положениям международных конвенций против коррупции надо следовать, а каким нет. Напомню, что применительно к ратифицированным международно-правовым нормам нельзя использовать известный у нас принцип «здесь играем, здесь не играем, здесь селедку заворачивали┘». Мы должны будем изменить наше законодательство, существенно расширив составы коррупционных преступлений и ужесточив санкции за их совершение. Сюда подпадают нормы, касающиеся декларирования имущества, доходов и расходов чиновниками и членами их семей, конфискации имущества, ответственности юридических лиц, ответственности за отмывание средств, полученных в результате коррупционных преступлений, ограничений на трудоустройство чиновников на работу в компании, ранее находившиеся в зоне их ответственности, и др.

Несколько слов о Национальном плане. Несомненно, в его основу должны быть положены комплексные и системные подходы. Ужесточение антикоррупционного законодательства является лишь одним из его элементов. Акцент, на мой взгляд, должен делаться не только и не столько на карательных мерах (хотя они, безусловно, необходимы), сколько на работе по предупреждению и профилактике коррупции, преодолению правового нигилизма среди населения, формированию атмосферы невыгодности коррупционного поведения в системе государственной и муниципальной службы, созданию и поощрению антикоррупционных стандартов поведения. Иными словами, речь должна идти о создании устойчивых предпосылок для борьбы с причинами, порождающими коррупцию.

Как представляется, важное значение при подготовке и последующей реализации Национального плана могли бы иметь следующие элементы:

– выработка административных и регулирующих механизмов предотвращения коррупции;

– укрепление всех элементов национальной институциональной системы, включая исполнительную и законодательную ветви власти, суды, структуры гражданского общества, частный сектор, в первую очередь малый и средний бизнес;

– совершенствование правоприменительной деятельности, направленной на выявление, расследование и судебное преследование по коррупционным составам преступлений;

– расширение антикоррупционного образования, привитие правовой культуры, привлечение структур гражданского общества и СМИ к реализации антикоррупционных программ;

– организация мониторинга уровня коррупции и проведение оценки эффективности национальной антикоррупционной политики.

Эффективной реализации Национального плана будут содействовать:

– определение четких сроков выполнения каждого его пункта и введение персональной ответственности за их исполнение;

– разумное сочетание мер, принимаемых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

– разработка мер, направленных на повышение открытости и прозрачности власти, обеспечение доступа граждан к информации, расширение практики взаимодействия граждан с органами власти посредством интернета, сокращение поводов, требующих непосредственного контакта чиновников с гражданами (справки, согласования, разрешения и т.д.);

– активизация информационно-разъяснительной работы государства на федеральном, региональном и местном уровнях, направленной на преодоление терпимости и безразличия населения к коррупции, вовлечение в реализацию антикоррупционных программ гражданского общества.

Важнейшим нововведением могла бы стать практика подготовки ежегодного доклада президенту Российской Федерации о ходе и результатах реализации Национального плана противодействия коррупции.

Уже сейчас можно спрогнозировать, что определенной части чиновничьего аппарата на федеральном и региональном уровнях, да и представителям бизнеса, сформировавшим за последние годы устойчивые коррупционные связи, многие новеллы придутся не по вкусу, поскольку они несут прямую угрозу их материальным интересам. Сопротивление будет носить скрытый характер и заключаться в затягивании исполнения принятых решений, организации информационных вбросов, дискредитирующих отдельные антикоррупционные инструменты (институт конфискации имущества или декларирование доходов и расходов не только чиновниками, но и членами их семей и т.п.). Уже сейчас недопустимо затянулось выполнение правительством поручения президента об утверждении интегрированной методики проверки принимаемых законодательных и нормативных актов на коррупциогенность. Созданные в соответствии с указом президента в федеральных органах исполнительной власти комиссии по конфликту интересов никакой практической работы не ведут и функционируют только на бумаге.

Следует упомянуть и еще об одной острой проблеме – эффективности борьбы с коррупцией. Действующее законодательство уже сегодня дает широкие возможности правоохранительным органам и прокуратуре. Однако они используются далеко не в полной мере. Согласно результатам всех последних опросов общественного мнения, сама правоохранительная система в силу своей коррумпированности нередко представляет большую угрозу для граждан, чем для преступников.

Принимая во внимание, что эта болезнь в России сильно запущена, для нас сегодня дорог каждый месяц.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1633
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4113
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2271
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2566

Другие новости