0
1215
Газета НГ-Политика Интернет-версия

17.06.2008 00:00:00

Потребность в праздности становится головной болью страны

Василий Бочкарев

Об авторе: Василий Бочкарев, губернатор Пензенской области, кандидат социологических наук

Тэги: роскошь, кризис, вирус, россия


Роскошь в геостратегическом измерении есть сугубо культурологический феномен, связанный с так называемым азиатским способом производства во время его кризиса. В роскоши погибли Древняя Греция, Римская и Византийские империи. И сегодня можно выстроить список стран, различающихся по степени поражения данным вирусом.

В изрядной доле азиатской России даже на обыденном уровне изощренные формы роскоши, то есть вьющие паутину из нищеты, потрясают воображение.

Зададимся вопросом: почему в России быстро раскупаются самые престижные марки автомашин? И это при их огромных рисках угона, аварий, преждевременного износа на дорогах. Или – что скрывается за строительством неимоверно роскошных вилл/особняков? Один человек в состоянии освоить не более 50–60 кв. м жилой площади, а если семья из трех человек строит хоромы 800 кв. м, не предназначенные для аренды, что символизирует этакая упорядоченная груда кирпичей? Высоту стилизованного средневекового замка?..

Роскошь, или престижное потребление, всегда связана с непроизводительным использованием потенциала накопления, и тысячу раз прав известный американский экономист и социолог ХХ века, исследователь праздного класса Т.Веблен, который говорил, что, если в доме появляется дорогая ложка, но есть ей менее удобно, чем ложкой простой, эта семья не имеет социального будущего.

Престижное потребление в России имеет богатую историю. Так, исследователь российской культуры П.Милюков, характеризуя титулованное дворянство XIX века, отмечал: «Собственная деятельность помещика (в промышленном подъеме. – В.Б.) не играла никакой роли. Он только пользовался его результатом для увеличения личного комфорта». И далее: «Безумная роскошь петербургских богачей и полные сундуки золота и драгоценностей, удивлявшие иностранцев в их кладовых, лучше, чем что-либо другое, доказывали бедность России».

Престижное потребление в его современной форме опирается на представление об обществе потребления, в котором высокий жизненный уровень должен быть гарантирован каждому члену общества. Кстати, в эту эпоху также были и распространены иллюзии о достижении полной социальной однородности общества. Однако прошло совсем немного времени, и «потребительская карусель», кроме разогрева потребительских ожиданий, безмерного увеличения манипулятивной роли рекламы, моды и маркетинга, ни к чему не привела. В качестве сухого остатка на первый план лишь была вынесена «престижная» (символическая) ценность товара как показателя устойчивого положения человека во внутрикорпоративной конкуренции.

В дальнейшем оказалось, что неценовая монополистическая конкуренция не только сместила акцент на разнообразие товаров (к примеру, фирма «Ревлон» выпускает более 40 тонов губной помады только розового цвета), но и создала своего рода альтернативную технологическую ветвь. Образовалась как бы технологическая дихотомия: с одной стороны, продолжают господствовать технологии, повышающие производительность труда, а с другой – стало все больше появляться технологий, ведущих к расширению диверсификации товаров и услуг. Эти ветви связаны друг с другом, но асимметрия проявляется тут в том, что диверсификационная составляющая на более высоких этажах цивилизации окончательно теряет свои детерминирующие очертания и выходит за рамки здравого смысла совсем. Именно в этом контексте диверсификация престижности с неизбежностью вызывает социальную инфляцию, которая связана в итоге с результатом борьбы за перераспределение доходов в обществе. Вершина такой диверсификации: когда упор делается уже не на действительном различении продукта, а лишь на создании с помощью рекламы и соответствующего стимулирования сбыта – воображаемого различения. Таким образом, престижное потребление окончательно теряет под собой земную основу, и никакими уже возможными ощутимыми преимуществами, направленными на расширение диапазона свободного выбора и удовлетворение разнообразных потребительских вкусов, эту диверсификацию не оправдать.

Вследствие нарастания непроизводительного использования диверсификация производства в российских условиях ведет сразу же к вершинам привилегированного потребления потенциала накопления, начинает затрудняться и рациональное решение проблемы занятости низших и средних слов населения, когда речь заходит о расширенном общественном воспроизводстве. Кроме того, в условиях чрезмерной концентрации доходов и потребления приобретает крайне иррациональные черты и общественное развитие в целом.

Почему диверсификация производства в российских условиях ведет сразу же к вершинам привилегированного потребления, следует не только из превалирования у нас нездоровых тенденций к концентрации капитала, этому способствует также специфическое периферийное положение России в современном мире.

Вне рамок монополистической конкуренции избежать привилегированного потребления было бы просто: к примеру, ввести прогрессивное налогообложение на идущую в личное потребление прибыль либо с помощью налогов отрегулировать перераспределение средств, направляемых на приобретение предметов роскоши (здесь чего только стоит известный законопроект № 442151-4 «О внесении изменений в часть I и II Налогового кодекса РФ в части установления налога на предметы роскоши»). Однако диверсификация производства в условиях его концентрации доводит привилегированное потребление до логического конца: оно в высшей степени становится п р а з д н ы м, то есть практически не связанным со стимулированием производительности труда вообще. В этом нутро азиатского способа производства, и подобными ограничениями мало что можно изменить. Далее оно фактически становится преградой к повышению потребления для значительной части общества, обрекая его на хроническое недопотребление.

Безудержная диверсификация товаров и услуг не без помощи средств массовой информации приводит к таким формам потребления, которые являются не просто фривольными, но большей частью абсурдными. Как избежать этого? Должно ли государство ограничивать рекламу сомнительных ценностей, не вступая при этом в коллизию с правами человека, точнее – с правом человека на свободу потребления? А с другой стороны, почему бы не использовать те же средства массовой информации для пропаганды тех человеческих ценностей, которые привносятся сегодня в жертву безудержному потребительству?

Конечно, общественное расслоение неизбежно на любой стадии развития производительных сил. И всегда будет менее диверсифицированное и более диверсифицированное потребление. Вопрос не в этом. К сожалению, ценовая конкуренция у нас так и не стала ведущей, а новые инвестиции сориентированы прежде всего на диверсификацию производства, но не на то, чтобы посредством конкуренции вытеснять предприятия с более высоким уровнем издержек.

А это значит, что у нас продолжают оформляться социальные группы населения, сориентированные исключительно на престижное потребление, которое в конце концов становится доминирующим в обществе.

Суть российского престижного потребления – в  д о к а з а т е л ь с т в е обладания богатством, потребление товаров более высокого качества в условиях диверсификации всегда п о ч е т н о┘ Другими словами – российское престижное потребление насквозь пропитано духом феодализма средних веков. В отличие от западных собратьев у российских рантье не просто растет разборчивость в еде, питье, одежде, у нас потребность в праздности становится новой национальной проблемой, а главная потребность – вести праздную жизнь в достойной форме – новой национальной идеей.

Одним словом, дух приличия среднего класса в современной России в этих условиях выглядит быстро растворяющимся миражем, а приобщение к капиталу и жестко функциональному укладу жизни – бесплодными мечтаниями.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2212
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1354
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1676
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
1051

Другие новости