0
1798
Газета НГ-Политика Интернет-версия

21.10.2008 00:00:00

Деградация лозунгов

Тэги: ер, выборы


Политические слоганы – один из главных элементов рекламы партий, от которого, как показывает практика, в немалой степени зависят ее популярность и результат на выборах. В условиях все более централизованной партийной системы наиболее привлекающие внимание общественности лозунги в последнее время выбирает доминирующая политическая сила – «Единая Россия».

Очевидно в то же время: подобное происходит не в последнюю очередь по той причине, что в центре предвыборного внимания партии оказываются не те или иные идеологические постулаты данной структуры (вроде непонятной широким массам «суверенной демократии», внутрипартийная дискуссия вокруг которой прошла незамеченной большинством электората), а конкретное узнаваемое и популярное лицо – Владимир Путин.

Еще в период думской предвыборной кампании партия взяла на вооружение и активно эксплуатировала слоган «План Путина», который, очевидно, в немалой степени поспособствовал консолидации пропрезидентского избирателя вокруг данной политической структуры. У профессионалов данный слоган вызвал двойственную реакцию.

С одной стороны, хотя отрицать наличие такого плана «с порога» было бы вряд ли уместным, но для многих являлось очевидным, что его элементы выстраивались в единую систему, по большому счету задним числом. Тем более что и сам экс-президент, словно открещиваясь от политической рекламы со своим участием, намекал: данный лозунг придуман именно в «Единой России», он лично к нему отношения не имеет.

С другой, все понимали, что в предвыборных условиях главенствующую роль играет не столько внутренняя суть тех или иных лозунгов, сколько их внешняя форма.

Характерно, что еще год назад, в разгар предвыборной кампании, между лидерами «Единой России» и руководством ВЦИОМа прошла вялотекущая дискуссия на тему, является ли «план Путина» долгосрочной программой (на этом, как полагается, настаивали лидеры партии власти) или всего лишь привлекательной словесной «оберткой», в которую завернуто нечто, не слишком понятное разуму избирателя, зато отвечающее его подсознательному политическому выбору. Любопытно, что определить победителей в том поединке вряд ли удалось: само по себе словосочетание «план Путина» как политический слоган кануло в Лету, что четко зафиксировано последовавшими за думской предвыборными кампаниями. А раз исчез предмет спора, то и сам спор, надо признать, потерял актуальность.

Между тем оппозиционные к «Единой России» партии в то время приняли никем, отметим, не навязываемые правила игры и стали выстраивать собственную политическую рекламу, во многом сознательно играя на противоречиях с политической рекламой партии власти (стоит вспомнить предвыборный лозунг коммунистов «План КПРФ – план народа»). На этом фоне споры эсэров с жириновцами вокруг авторских прав на слоган «Поддержи родителей» выглядели в период думской кампании скорее дешевой игрой политтехнологов, чем реальной межпартийной борьбой.

Какое отношение это имеет к нынешней политической действительности, к примеру, к недавним парламентским выборам в регионах? По большому счету никакого, если не считать, что партия власти все так же активно эксплуатирует образ экс-президента в своей политической рекламе, а вот ее оппоненты не в состоянии создать нечто запоминающееся даже на основе, предоставленной своими конкурентами.

Характерно, однако, то, что креативные способности, похоже, начинают покидать и пиарщиков «Единой России». Иначе вряд ли в ходе недавних региональных выборов стали бы возможны такие казусы, как в Иркутской области, где Путин неожиданно снова стал (или готовился стать) главой государства – по крайней мере это следовало из политического слогана единороссов «Путин – наш президент». До сих пор так и не стало понятным, что это на самом деле было: непредумышленной погрешностью, экономией на услугах профессионалов политического пиара или (чего только не случается?) сознательным ходом местных партийцев, сделанным с неким тонким предвыборным расчетом.

Общий вывод из этого один: раз уж признанный (по крайней мере с некоторых пор) законодатель мод в деле составления предвыборных лозунгов, партия власти, откровенно, не стесняясь своего лидера, халтурит, а конкуренты и не пытаются подстегнуть ее воображение, значит, с публичной политикой в современной России начинают происходить какие-то действительно критически важные, едва ли не окончательные изменения.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В "русском мире" слышат лозунг "Своих не бросаем"

В "русском мире" слышат лозунг "Своих не бросаем"

Екатерина Трифонова

Государственную политику репатриации заблокировала бюрократия на местах и в центре

0
439
КПРФ продолжают выпускать на Красную площадь

КПРФ продолжают выпускать на Красную площадь

Иван Родин

Оппозиционная партия провела день пионерии при полном параде

0
367
В студиях и однушках трудно выполнять майский указ президента

В студиях и однушках трудно выполнять майский указ президента

Анастасия Башкатова

Доступность жилья остается ахиллесовой пятой рынка недвижимости РФ

0
517
Дунцовой намекают на сложности с регистрацией партии

Дунцовой намекают на сложности с регистрацией партии

Дарья Гармоненко

В "Рассвете" организовали уже более 30 региональных конференций

0
463

Другие новости