0
1222
Газета НГ-Политика Интернет-версия

07.06.2011 00:00:00

От кампании к привычке

Антон Данилов-Данильян

Об авторе: Антон Викторович Данилов-Данильян - профессор Высшей школы экономики, в 1997-2004 годах - начальник экономического управления президента России.

Тэги: декларация, доход


декларация, доход Сладкая жизнь без черных дыр в декларациях.
Фото PhotoXPress.ru

Честно говоря, я уже не испытываю интереса от чтения статей с описанием величин и динамики доходов, полученных за очередной год нашими чиновниками. Отчасти вследствие неловкости, всякий раз возникающей у каждого культурного человека, воспитанного на том, что «нехорошо считать деньги в чужом кармане». Отчасти вследствие ощущения, что истории «успехов» повторяются, ничего принципиально нового не обнаружится, суммы будут объяснены и признаны соответствующими закону – а потому просто жалко на все это тратить время. Полагаю, что не я один такой, но также твердо знаю, что такие как я – скорее исключение из правила, иначе бы эта тема не пользовалась столь устойчивой популярностью у читателей.

В чем причины? Во-первых, многие люди в информации о доходах чиновников ищут и находят подтверждение своей уверенности в неправедном происхождении этих средств. И им не важны объяснения законности появления доходов – они им не верят. Да и как они могут им верить при очевидных фактах коррупции, с которыми они сами сталкиваются непосредственно и весьма часто. «Ловок, сукин сын!» – говорят одни. «Сталина на них нет!» – говорят другие. Но суть от этого не меняется – люди видят то, что хотят увидеть. Во-вторых, информация о доходах чиновников – это еще и пища для сплетен, всевозможных гипотез о связях, группах влияния, интригах, сделках, разменах, аффилированности и т.д. и т.п.

Разного рода комментаторы, политологи, аналитики упражняются вволю. И не беда, что практически все прогнозы и умозаключения потом не сбываются и рассеиваются, главное – что они имеют сиюминутный успех.

В-третьих, некоторые читатели все-таки надеются, что почерпнутая информация о доходах станет предметом анализа не только у них самих, но и у правоохранительных органов и хотя бы изредка приведет к обвинению и наказанию «совсем уж обнаглевших» сановников.

И хотя проверка деклараций – это, может быть, и кампания для политиков и журналистов, но это одновременно и предмет серьезной работы для некоторых подразделений контрольных органов. Многие доходы чиновников и близких им лиц часто вызывают сомнения у проверяющих, а в сопоставлении с неожиданными прорывами в бизнесе отдельных компаний, получениями государственных заказов, победами в тендерах и т.п. – порождают специальные расследования. Да, это происходит не всегда, многие материалы так и остаются невостребованными, непроанализированными, похороненными за грудами иной насущной, текущей работы. Некоторые дела пополняют папки с компроматом, но ходу им не дают, вследствие политических или административных обстоятельств. В самых неприятных случаях добросовестные расследователи даже могут быть наказаны за «недопонимание» и излишнюю ретивость. Однако подобные издержки отнюдь не умаляют важности самой процедуры декларирования доходов должностных лиц.

С другой стороны, эта, казалось бы, ритуальная процедура порождает у чиновников феномен «Вспомнить всё» – и о платных выступлениях, лекциях, докладах, и об участии в научно-исследовательских работах, и о доходах от проданных акций, долей в капиталах компаний. Даже об отданной почти задаром старой машине, на которой много лет не ездил. Или об арендной плате, которую взимал от сдачи квартиры, полученной в наследство от тещи. Ведь некоторые доходы отражаются в информации, передаваемой налоговыми агентами в Пенсионный фонд и налоговые инспекции. Вскрытый контрольным органом, но не отмеченный в декларации, хоть и абсолютно законно полученный доход, – вот и возник существенный прокол в чиновной биографии. Упоминать или нет – это риск, но вспомнить все доходы – это необходимость, хотя бы для того, чтобы быть готовым к ответам на неприятные вопросы. Рутинная, ежегодная процедура превращается в акт ответственного выбора не только на стадии получения незаконного дохода, но и на стадии его сокрытия/обеления.

Значит ли это, что декларационная кампания – это ключевой элемент в борьбе с коррупцией? Отнюдь нет. Сама возможность извлечения громадных доходов от злоупотребления служебным положением автоматически приводит к сокрытию чиновными должностными лицами всей полноты информации в декларациях. Особенно тогда, когда извлечение коррупционного дохода – это не столько приятное побочное следствие исполнения должностных обязанностей, сколько главная целевая установка у отдельных чиновников. Ведь дыма без огня не бывает, и многие государственные должности, видимо, покупаются за деньги, которые потом очень хочется отбить назад. И все же декларации – это одно из средств борьбы с коррупцией, пусть второстепенное, критикуемое, затратное, но выдержавшее проверку временем и опытом зарубежных стран.

Конечно, декларации о доходах чиновников должны подкрепляться множеством других мер. Например, косвенным контролем над расходами должностных лиц, их родственников и близких им людей. Мониторингом крупных покупок, встреч и контактов с ключевыми лицами коммерческих организаций. Отслеживанием рыночного характера цен на оказываемые аффилированными лицами услуги. Список можно продолжить. Вскрываемые несоответствия подлежат тщательному анализу, отделению реальных фактов от мнимых, только кажущихся подозрений. Работа непростая, но сам факт ее проведения и хотя бы периодически реализуемые меры оперативного реагирования, безусловно, снижают коррупционное давление.

Обе стороны сопоставления – и доходы, и расходы – могут искажаться чрезвычайно сильно и множеством различных способов. Доходы могут раздуваться в целях сокрытия реальных незаконных источников средств путем привлечения банковских кредитов и займов частных лиц, они могут переноситься на будущие периоды (так называемые отложенные обязательства «благодарных должников» с отдельными вариантами обеспечения их последующего исполнения). Широко распространены объяснения путем упоминания доходов прошлых периодов, возникших до перехода на государственную службу. Талантливые родственники и прекрасно зарабатывающие жены-предприниматели, сомнительные наследства и продажи интеллектуальной собственности по заоблачным ценам – все это и многое другое служит оправданием сладкой жизни. С другой стороны, хорошо известны и способы сокрытия расходов, когда покупка домов, яхт, машин и иных дорогих товаров длительного пользования оформляется на родственников и друзей или разбивается на множество мелких сделок, часто с отсрочкой платежа.

Все так, однако с каждым новым годом на государственную службу приходят все новые и новые люди из бизнеса или из богатых семей. Их состояния, доходы от собственности, абсолютно легальные и значительные по размерам доходов декларации, год за годом отражающие увеличивающееся богатство, позволяют им не участвовать в незаконном извлечении доходов, не прятаться за спинами родственников и не скрывать большие расходы. Усиливающееся расслоение российских граждан отражается и на чиновной прослойке. Там тоже свои богатые и бедные, честные и беспринципные, белые и теневые. Соответствующая статистика, если и имеется, то вряд ли правдива и уж во всяком случае недоступна. Однако поголовное заполнение должностными лицами деклараций о доходах понемногу будет исправлять этот пробел – не до конца и не в полной мере, но это все лучше, чем вовсе ничего.

Так нужно ли привыкать к тому, что каждый год происходит заполнение деклараций о доходах? Нужно. И интересоваться всем этим нужно. Даже если иногда мутит от дурного запаха слегка приоткрывающихся авгиевых конюшен┘


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1380
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3604
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2037
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2315

Другие новости