0
2261
Газета НГ-Политика Интернет-версия

03.06.2014 00:01:00

Не нравится – не смотри

Елена Назарова

Об авторе: Елена Александровна Назарова – доктор социологических наук, профессор кафедры общественных связей и медиаполитики РАНХиГС.

Тэги: сми, журналистика, закон, газета


сми, журналистика, закон, газета Как разобраться в направленности и, главное, в объективности массмедиа, если их число приближается к стотысячному рубежу? Фото Дениса Медведева/PhotoXPress.ru

К началу 2009 года в Российской Федерации было зарегистрировано 27 425 газет и еженедельников, но в постоянном обороте находится не более 14 тыс. из них. Также зарегистрировано 20 433 журнала, 787 альманахов, 1297 сборников, 1519 бюллетеней и 214 изданий на магнитных носителях. Всего к началу 2009 года зарегистрировано 51 725 печатных СМИ. А на 1 января 2012 года, по данным Роскомнадзора, в российском реестре средств массовой информации общее количество зарегистрированных СМИ составило 89 173, из них печатных – 65 596, электронных – 15 694, сетевых – 6220, информационных агентств – 1663.

Так сколько газет вы читаете? Какие телепередачи смотрите? А сколько сможете перечислить по названиям? Полагаю, человек, ведущий активный внетелевизионный образ жизни, затруднится выйти и на второй десяток.

Другой вопрос: удовлетворяет ли вас их качество? И что вы вкладываете в понятие «качество СМИ»: качество информации, содержание текста и эстетику изображения или отсутствие следов типографской краски на руках и одежде после прочтения газеты?

Качество – это способность услуг или продукции удовлетворять потребности людей, которые, в свою очередь, разнообразны до бесконечности. Если качество продукции можно регламентировать стандартами (качество бумаги для газет, качество типографской краски), то как регламентировать качество контента?

Закон о СМИ, принятый в 1991 году, в редакции 2013 года дает определение средств массовой информации (СМИ): периодическое печатное издание (газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год), сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием). По сути, содержание контента любого СМИ находится на отрезке между цензурой и «недопустимостью злоупотребления свободой массовой информации» в соответствии с законом о СМИ. Любое средство массовой информации может беспрепятственно функционировать, если не нарушает закон о СМИ, закон «О противодействии экстремистской деятельности» и если его деятельность не приостановлена решением суда.

Ну чем не полная свобода слова?

В коммуникологии – относительно новом междисциплинарном научном направлении изучения процессов социальной коммуникации в современном обществе – есть «Теория использования и удовлетворения», основные положения которой были разработаны еще в 1980-е годы, придающая большое значение активной роли аудитории в принятии решений и определении целей при потреблении ею продукции СМИ. То есть каждый из нас смотрит телепередачи и читает газеты, вероятно, преследуя разные цели: удовлетворить любопытство («Наука без границ», к примеру), уйти от скуки и одиночества («Давай поженимся», «Пусть говорят», «Прямой эфир»…), получить удовольствие («Голос», «Мировые сокровища» и пр.) и т.д.

Здесь рейтинги и тиражи становятся значимым критерием качества продукции СМИ. Конечно, бывает и так, что мы смотрим телепередачу, возмущаясь ее содержанием, поведением ведущих и участников, но все же смотрим, а затем обсуждаем со знакомыми и друзьями. Этот медиапродукт мы потребили, свой голос в его рейтинг внесли просмотром, значит, претензий к его качеству у нас не должно быть.

С печатными СМИ проще: «не нравится – не покупай», пользуйся услугами читальных залов библиотек либо, что проще, ознакомься с анонсом выпуска на сайте издания. Молодое поколение, живущее в Интернете, уже и не берет в руки бумажные варианты газет и журналов: зачем копить макулатуру и вредить экологии, если можно на сайте найти не только свежий выпуск, но и его расширенную версию с мнением экспертов и комментариями читателей.

Старшее поколение, вчитывающееся в тексты новостей и умеющее видеть в них нечто большее, чем передает верстка, владеющее навыком чтения между строк, никогда не откажется от привычных печатных СМИ. Но и у них складывается определенный, зачастую стабильный на протяжении десятилетия набор потребляемых продуктов СМИ, который имеет устойчивую тенденцию к сокращению, обусловленную как дороговизной, так и сменой поколений редакционного состава, изменением повестки дня.

«Повестка дня» – это еще один термин из коммуникологии, который означает «формирование общественного отношения и интереса к важным вопросам с помощью информационных сообщений». Совсем необязательно, чтобы СМИ говорили, как нам следует думать; они скорее говорят, о чем нам следует думать. Повестка дня задается нам сеткой телевещания, программой радиопередач, перечнем основных рубрик газеты, их заголовками. В течение дня мы обсуждаем именно те новости, которые успели посмотреть в утренней телепередаче или прочесть в свежем выпуске газеты. То, что упоминается в повестке дня, становится актуальным, а та информация, которая осталась за ее рамками, уходит на второй план и воспринимается как менее значимая. А значимость наряду с актуальностью и достоверностью является основным критерием качества информации.

Управление качеством в его классическом понимании в менеджменте (Стандарт ISO 9001:2000) напрямую не может быть применено к сфере производства медиапродукции именно в силу отсутствия каких-либо жестких требований и количественных характеристик, подлежащих контролю. Качество медиапродукции можно определить, пожалуй, лишь по эффекту, который она производит в социуме, и по тому, насколько достигаются цели и задачи, которые данный продукт реализует. В итоге каждый читатель и зритель находит продукт того качества, которое его удовлетворяет. Переиначивая Ницше, можно сказать, что каждый народ заслуживает свои СМИ. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1949
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4606
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2503
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2879

Другие новости