0
2919
Газета НГ-Политика Интернет-версия

20.01.2015 00:01:00

Дело не в сатире, а в политике

Владимир Разуваев-старший

Об авторе: Владимир Витальевич Разуваев – доктор политических наук, автор книги «Политический смех в современной России».

Тэги: сатира, памфлет, политика, карикатура, франция, сталин, кукрыниксы


Особенности политической культуры в России не способствовали сильным насмешкам над властью. 	 Николай Неврев. Шут. 1891
Особенности политической культуры в России не способствовали сильным насмешкам над властью. Николай Неврев. Шут. 1891

Недавние события во Франции всколыхнули весь мир. Резонанс огромный, но у него есть различные направленности. Все зависит от места и точки зрения.

Есть вещи, которые не обсуждаются: произошла страшная трагедия. В таких случаях глупо задаваться вопросом: кто виноват? Или не глупо?

Прямо противоположные точки зрения могут быть сформулированы следующим образом. Ты едешь в страну с совершенно другой культурой. Чуждой тебе. Ты знаешь об этом. Ты готов жить на пособие от правительства страны, которая тебя приютила. Не нужно сливаться с этой культурой, не надо менять веру, просто будь терпимым к обычаям этой страны. В том числе – к ее безудержной страсти к свободе прессы.

Есть и другая сторона. Ты понимаешь свою ответственность за потомков населения колоний, которые твоя страна когда-то эксплуатировала. Ты осознаешь, что мигранты нужны для экономического процветания твоей страны. Ты прекрасно в курсе того, что эти ребята могут быть не только дворниками, но и впоследствии стать цветом твоей нации (вспомним хотя бы Жака Аттали, хотя он отнюдь не мусульманин, пусть и уроженец Алжира). Ты сторонник мультикультурализма. А нельзя ли большей терпимости к особенностям их культуры, в том числе вспыльчивости?

Мне почему-то кажется, что в России событие, подобное недавнему французскому, маловероятно. Причина – особенности ее политической культуры.

У нас политическая сатира долгое время не могла развиваться, во всяком случае так, как в Европе. Только Екатерина II впервые позволила своим подданным официально быть несогласными с ее решениями, за что Карамзин высказал ей особое «спасибо». И это в то время, когда в Париже уже веками ходили по рукам сатирические памфлеты на кого угодно, в том числе – на членов королевской семьи. Да и на самого главу государства.

Да, во время войн, особенно Первой и Второй мировой, карикатуры и прочие сатирические произведения распространялись в России очень обширно. Правда, были направлены на те страны, с которыми мы в то время воевали. Но вообще-то данная область интеллектуального творчества куда больше принадлежит Европе, а не России. Хотя, если вспомнить, Маяковский весьма отличался на этом поприще. Не только во времена СССР, но и прежде.

Нет у нас традиции политической сатиры. Именно традиции, многовековой или хотя бы многодесятилетней.

У русской культуры есть еще одна особенность. У нас до XVIII века практически не было городов (перечитайте первую книгу Ключевского). А европейская городская культура – это нечто особенное. Она подразумевает периодический бурлеск на площадях, нещадную сатиру в любой адрес, смех и ликование. Ну, последние две черты и в России были. А вот хотя бы частичной вседозволенности, что было в Европе, – нет.

Если нет городов – есть деревни. Тоже с очень специфической культурой. И в России, и в других странах. Периодически туда заезжали скоморохи. Выступали, а потом у печи по вечерам мужики и бабы пересказывали, что слышали. Не оттуда ли пошла культура русского анекдота? Который вытеснил городской юмор европейского рода. И советской кухни, которая, как известно, была рассадником либерального радикализма? Что-то такое узкое, приватное, маленький междусобойчик…

Проблема в том, что это была не европейская культура. Это было нечто особенное, это была отдельная цивилизация – к хорошему или плохому, я просто не знаю.

У российской цивилизации была (надеюсь, остается) еще одна особенность, которая позволяет надеяться на то, что у нас не произойдет то, что случилось во Франции. У нас никогда не было «плавильного тигля». Даже попыток его создать. В царское время действовали по принципу Древней Персии: вбираем в себя присоединенные народы, но пусть они остаются со своими нравами и обычаями. Да, я признаю, что были попытки русифицирования, однако, если честно, это были единичные усилия, которые к тому же ничем не завершились.

И была еще одна особенность. У людей моего поколения было несколько запретных тем. Абсолютно запретных. Приведу пример. Лет 30 назад я ехал в электричке, то ли читал, то ли писал свою первую книгу. Не сразу до меня дошло, что в вагоне вспыхнул спор. По относительной молодости лет вскакиваю. И вижу человека, который тоже вскочил. Он был, судя по внешности, из Центральной Азии. Он громко говорит: «Только без национальностей!» Спор моментально утих, я даже понять не смог, в чем была его причина.

Я это не к тому, что в советское время все было здорово. Я к тому, что пока еще живы люди, для которых национальный конфликт является делом абсолютно неприемлемым. Надеюсь, что они не только из моего поколения.

Словом, я не верю, что у нас возможно повторение французских событий из-за карикатур на кого бы то ни было. Если только подобное не будет подталкиваться со стороны. Впрочем, я в это тоже не хочу верить. Но вообще, согласитесь, можно с ходу назвать пару громких примеров агрессии в адрес православия, но ни одного – в адрес ислама. Терпимость? Особенности культуры? На мой взгляд, скорее второе.

Во многом отсюда некоторые особенности российской политической сатиры. Она, конечно, в большинстве случае диктовалась государственными интересами и государством же оплачивалась. Можно вспомнить Кукрыниксов. Можно вообще много чего вспомнить. Можно вспомнить, как Сталин указывал тем же Кукрыниксам, что им рисовать и что писать.

Но есть одна серьезная проблема. На мой взгляд, было два серьезных всплеска российской сатиры. Обоими из них можно гордиться.

Первый всплеск был в начале прошлого века, когда из печати на время ушла цензура. Почитайте старые газеты, вы увидите, сколько юмора есть у российского человека, будь он правым, центристом или левым. Посмотрите, как (из лексикона моих детей) «мочили» друг друга кадеты и меньшевики. Уверяю, получите искреннее наслаждение, несмотря на то, что вы будете знать, что к власти пришли все-таки большевики.

Впрочем, у них тоже была бездна юмора, пусть и скрытого. Поинтересуйтесь, как разыгрывали друг друга Ленин и Менжинский.

Как мне кажется, второй настоящий всплеск российской политической сатиры был в начале 1990-х. Опять отсутствие политической цензуры, опять российская бесшабашность. Левые нападали на правых, те эффективно отвечали. Я прекрасно помню, как, работая на НТВ, зашел в кабинет своего тогдашнего хорошего знакомого Малашенко (да простят меня левые) и увидел у него на столе номер газеты «День». Была такая газета, закрыта после событий 1993 года. Да простят меня либералы, однако Игорь не смеялся, а ржал над какой-то сатирической заметкой. У меня сложное отношение к Игорю, однако в уме и остроумии ему едва ли кто-нибудь мог бы отказать.

Была еще одна абсолютно глупая газета под названием «Не дай Бог!». Мне почему-то кажется, что люди, выпускавшие ее, не будут торопиться называть свои имена. Но политическая сатира там была (антикоммунистическая), причем временами – вполне на уровне.

А потом все ушло. Где она, эта политическая сатира в России? Не нужно карикатур на пророка Мухаммеда, дайте хотя бы карикатуры на Геннадия Андреевича, с которым я познакомился в 1994 году в Париже. (Карикатуры на Владимира Вольфовича, с которым тоже имел счастье познакомиться, пусть и не в столице Франции, я и сам смогу нарисовать.)

С этим можно не соглашаться, но лично я вижу проблему не столько в состоянии нынешнего уровня политической сатиры в России, сколько в состоянии самой политики. Да, в США,  Великобритании, во Франции (далее по списку) у власти чередуются одни и те же партии. Но нигде там нет (Германия с ее Меркель – исключение, причем едва ли это ей, то есть ФРГ, на пользу) такого количества несменяемых лидеров политических партий. Уровень политической сатиры – это не диагноз. Это всего лишь навсего симптом. К сожалению, довольно плохой.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1480
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3810
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2138
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2402

Другие новости