0
5975
Газета НГ-Политика Интернет-версия

16.02.2016 00:01:00

Когда политика определяет экономику

Виктор Цховребов

Об авторе: Виктор Мэйлсович Цховребов – независимый финансовый аналитик.

Тэги: испания, госдума, жанна фриске, сша, вьетнам, война, франко


Спрятаться от кризиса не удастся.	Фото Reuters
Спрятаться от кризиса не удастся. Фото Reuters

Экономические сложности, с которыми сталкивается Россия, не уникальны. Мы, так же как и другие страны развивающегося мира, в полной мере зависим от цикличности развития мировой экономики. И степень этой зависимости высока даже по сравнению с другими развивающимися странами. «Спасибо» пресловутой нефтяной игле и сырьевой ориентации.

Наши госчиновники регулярно говорят о достижении некоего дна падения, которое тут же опровергается самой жизнью. Все чаще из уст этих же самых бюрократов звучат слова о реформах. Регулярно появляются слухи о возвращении на госслужбу людей, которые, в общем-то, и являются архитекторами нынешней структуры экономики. И это преподносится чуть ли не как панацея.

В то же время каких-либо внятных рецептов выхода из кризиса у правительства нет, Госдума занимается всем чем угодно, например, розыском денег умершей Жанны Фриске, но не экономикой. А президент ждет повышения цен на нефть через год или два.

Но дело в том, что если даже цены на нефть и поднимутся, то принципиально это ничего не изменит. Лишь поспособствует консервации структурных проблем нашей экономики и отсрочит проведение жизненно необходимых реформ.

Здесь стоит напомнить, что наша страна находится в тяжелом положении не только в экономике, но и в политике. Так получилось, что исторически в России политика всегда стояла выше экономики, а не наоборот. Это порочная практика, ее результатом явились и развал Российской империи, и развал Советского Союза. В развитых странах целесообразность любых действий в политике определяется экономикой. Даже войны начинались и заканчивались, следуя логике экономической целесообразности.

Кстати, единственная война, проигранная США, – Вьетнам, была как раз исключением из этого правила, именно в этом случае политика взяла верх над экономикой. Все мы знаем, что из этого вышло.

До тех пор пока в нашей стране политика будет выше экономики, никаких изменений к лучшему ожидать не приходится.

За прошедшее столетие в мире было несколько примеров трансформации стран и впечатляющего экономического развития. Конечно, большинство этих стран были демократическими, но были примеры быстрого развития экономики и в тоталитарных странах.

Что же можно сделать и какие действия могли бы улучшить наше положение?

Есть ли страны, которые выпутывались из таких же непростых ситуаций? Чаще всего у нас вспоминают азиатский опыт так называемых восточных тигров, приводя их как пример успешного развития. Очень любят Пиночета с его жестким контролем политики. Но наиболее подходящим примером для нас, как мне кажется, является не столь часто вспоминаемый Франсиско Франко и испанское экономическое чудо.

Исторические параллели обширны: Испания потеряла свои колонии в конце XIX – начале XX века. После этого начался долгий период нестабильности, экономического упадка и в конце концов гражданской войны. Победителем в которой стали военные во главе с генералом Франко.

Все это вполне можно сравнить и с развалом Советского Союза, и с последовавшими за ним процессами в экономике и политике современной России. И хотя нынешний режим в России нельзя назвать диктатурой в классическом ее понимании, степень контроля и вмешательства государства в экономику вполне сопоставима.

После поражения республики Франсиско Франко установил авторитарный режим, но вследствие общего тяжелого наследства и результатов гражданской войны положение в экономике оставалось тяжелым.

По данным Всемирного банка, в 1938 году доходы на душу населения упали до уровня 1900 года и достигли уровня 1918 года только в 1950 году. Доля экономически активного населения упала до 22% в 1940 году, а доля занятых в сельском хозяйстве достигла 50%. B 1940-е годы рост экономики оставался очень слабым, на уровне 1,25% в год.

Рост экономики Испании оставался под давлением. Напомним, что в отношении режима Франко действовали международные санкции. Кроме того, экономическому росту не способствовали тотальное вмешательство государства в экономику, доминирование государственных корпораций, контроль над ценами и контроль импорта и экспорта. Создание новых предприятий требовало специального одобрения правительства. Опять напоминает нашу экономику, не так ли?

Вмешательство государства простиралось и до отношений работников и работодателей. Были запрещены любые профсоюзы, но вместе с тем жесткое трудовое законодательство делало практически невозможным увольнение работников по инициативе работодателя и ставило под запрет временные трудовые соглашения.

Регулировалось практически все, вплоть до ставок аренды на жилье. Протекционистская политика и политика импортозамещения мешали росту промышленного производства, способствовали отставанию в технологическом плане. На этом фоне стало расти понимание необходимости структурных реформ испанской экономики.

Но испанское правительство оттянуло начало реформ из-за начавшегося в 1950-х годах туристического бума и программы американской помощи (да, да американцы имеют плохую привычку помогать).

Благодаря этим мерам испанская экономика начала расти, но этот рост сопровождался бурным ростом инфляции и ростом цен, в 1948–1951 годах средний рост потребительских цен составил 8,7%. B 1956 году по стране прокатилась волна забастовок, которая сопровождалась повышением заработных плат на 14%. Это повышение вызвало новый инфляционный виток, более 12% в 1956–1958 годах. Ситуация усугубилась еще и разбалансировкой платежного баланса, золотовалютные резервы снизились до исторических минимумов.

Все это опять сопровождалось периодом политической нестабильности, попытками начала реформ и сопротивлением реформам внутри правящей элиты, забастовками и протестами. Началась экономическая рецессия с нулевыми темпами роста и балансовым кризисом.

В 1959 году правительство приняло стабилизационный план. Наряду с налоговыми и монетарными мерами стабилизации он содержал действия по либерализации экономики.

Национальная валюта была отпущена, что сопровождалось значительной девальвацией, снят контроль за ценами, облегчен импорт сырья, за государством остался только контроль над импортом сельхозпродукции, разрешены прямые иностранные инвестиции.

Несмотря на значительную девальвацию национальной валюты и либерализацию цен, инфляция в целом оставалась умеренной, около 6,5% в год. Рост экономики с 1960 года вплоть до 1973 года в среднем составил около 7% с незначительными колебаниями из года в год.

Испанское экономическое чудо было как минимум сопоставимо с японским экономическим чудом, темпы развития были практически одинаковыми. Важным фактором было то, что правительство действовало последовательно и не делало попыток отступить от плана, как это происходило зачастую в других странах. Почему же эти реформы оказались настолько успешными? Здесь можно выделить следующие факторы: 

– несмотря на общую технологическую отсталость, в стране исторически существовало несколько индустриальных центров с достаточным управленческим и технологическим потенциалом и квалифицированными кадрами;

– надежная административно-правовая и бюрократическая структура управления, сложившаяся еще в XIX веке и сумевшая дать стране те кадры, которые и провели реформы. Плюс сложившаяся правовая система смогла гарантировать право собственности и защиту иностранным инвесторам, что является ключевым фактором привлечения инвестиций;

– благоприятная геополитическая конъюнктура, Соединенные Штаты и европейские страны в противостоянии социалистическому лагерю, были заинтересованы в стабильной и дружественной Испании.

Экономический бум закончился в 1973–1974 годах вместе с мировым нефтяным кризисом. Однако испанское экономическое чудо проложило дорогу для демократических преобразований и дальнейшего развития страны. И хотя положение страны остается сложным, Испания все-таки относится к развитым странам. Это доказывает, что прыжок из третьего мира в первый возможен.

Если в нашей стране еще (надежды еще остаются) будут проведены аналогичные реформы, стартовое положение нашей экономики не такое уж плохое. Самой большой проблемой на сегодняшний день являются санкции (причем большей проблемой являются самоналоженные санкции) и попытка самоизоляции.

Мир уже давно глобален, и развитие в условиях изоляции практически невозможно. Первоочередной задачей правительства страны должны стать нормализация отношений с мировым сообществом и соседями, а также открытость страны для инвестиций, с гарантиями инвесторам права собственности и защиты. Со временем, если страна будет открыта для иностранных инвестиций, инвесторское лобби сможет лоббировать отмену санкций. И будет делать это гораздо эффективнее чиновников из МИДа. В современном мире экономика определяет политику, а не наоборот.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Противники Пашиняна сплотились вокруг священника

Противники Пашиняна сплотились вокруг священника

Артур Аваков

В Ереване проходят самые масштабные за последние шесть лет протесты

0
646
Доверие к Путину вернулось на довыборный уровень

Доверие к Путину вернулось на довыборный уровень

Иван Родин

Социология дает сигнал, что наступает политический штиль

0
703
В губернаторы пока будет попадать не военная "элита СВО"

В губернаторы пока будет попадать не военная "элита СВО"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Принципы подбора региональных кадров видоизменяются незначительно

0
776
США берут под контроль гидроресурсы Центральной Азии

США берут под контроль гидроресурсы Центральной Азии

Виктория Панфилова

Запад вынуждает страны региона отказаться от сотрудничества с Россией

0
1237

Другие новости