0
3911
Газета НГ-Регионы Интернет-версия

20.11.2006 00:00:00

Настоящий уральский город

Тэги: алапаевск, чайковский, романовы


Небольшой уральский городок Алапаевск расположен в полутора сотнях километров от Екатеринбурга. Многие, кто приезжает сюда, говорят, что они увидели совсем не то, что ожидали. И повторяют одно и то же слово – «настоящий». В Алапаевске нет исторических декораций – здесь все настоящее.

Музей под открытым небом

Гениальный русский композитор прожил здесь подростком два года, когда его отец был главноуправляющим Алапаевскими железоделательными заводами. В особняке, где композитор писал свои первые сочинения, в 60-е открыли музей: говорят, сохранились даже рукописи и рояль, к которым прикасался Чайковский.

Великую княгиню Елизавету Федоровну и других членов царствующего дома вместе с сопровождающими летом 1918 года большевики сбросили в одну из пустующих шахт на окраине города и забросали гранатами. До сих пор цела Напольная школа, где прошли их последние дни. На месте убиения построили часовенку и поклонный крест, рядом стоит монастырь, регулярно посещаемый паломниками со всего света.

Чайковский и Романовы – те нити, что связывают сегодня Алапаевск с мировой историей и мировой культурой.

Старые улицы – настоящая горнозаводская застройка с настоящими купеческими домами. Под мостом через речку Алапаиху – панцирь старого завода, построенного по указу Петра Великого. Слева – плывет, простирая к небесам мачты-колокольни, корабль Свято-Троицкого собора. Судьба храма тесно связана с историей железоделательного завода: первое упоминание о нем относится к 1702 году. В годы советской власти собор превратили в хлебозавод – он долгое время пребывал в руинах, и только в 2000 году был восстановлен.

К Свято-Троицкому собору притулился склеп, в котором в 1918-м были погребены великие князья Романовы. Чуть правее, наискосок от собора, – Дом-музей Чайковского, за спиной которого стережет город пожарная каланча.

На север от Алапаевска, в музее-заповеднике деревянного зодчества в Нижней Синячихе, вокруг красивейшей Спасо-Преображенской церкви собрались настоящие деревянные часовни и настоящие крестьянские усадьбы. На юг – в селе Коптелово – еще один заказник прошлого: музей истории земледелия и крестьянского быта.

Запутавшийся в прошлом Алапаевск и сам кажется сегодня одной большой музейной реликвией. Однако так было не всегда.

Алапаевская фабрика грез

Боярский сын Андрей Бужанинов основал город в 1639 году «супротив царского указа», за что был бит в Верхотурье батогами и посажен в тюрьму. Однако история посмеялась над государевыми мужами: в 1696 году у деревни Алапаихи была обнаружена железная руда, и в 1702 году на одноименной речке началось строительство чугунолитейного и железоделательного завода. Когда-то здесь лили пушки и якоря, сюда приезжал сам Татищев.

Сегодня речка Алапаиха – уже не речка, ручей. Ничего не осталось ни от плотины, ни от пруда, ни от набережной, где некогда собирались местные обыватели, – воду спустили в 1911-м, когда стали строить железную дорогу, – рыбу, говорят, везли домой телегами.

От заброшенного петровского железоделательного завода до современного металлургического – десять минут хода. Улица, которая ведет к проходной, вымощена блоками-кубами, которые отливали из шлака тут же, на заводе. Сам же завод на полноводной Нейве начали строить в 1824 году. Алапаевским кровельным железом крыли Зимний дворец, ему не было равных в Европе: в дореволюционное время железо не раз получало золотые медали на международных выставках в Брюсселе и Лондоне.

Сейчас на заводе тихо и безлюдно. Навсегда остановился возле черного скелета-каркаса мартеновского цеха заводской паровоз. Напротив, на путях, которые ведут к доменному цеху, стоит без движения тепловоз. Между ребер мартеновского цеха тишина – звук шагов тонет в пепле и пыли. Ни души и в бывшем прокатном цехе, потух факел над доменной печью.

В конце 1980-х было принято решение строить новый завод. Потом грянули реформы и стало не до стройки. Года два назад завод приобрели украинские бизнесмены, инвестировали в него 3 млн. долл. и даже на полгода загрузили работой. Потом выяснилось, что производство ферромарганца на заводе нерентабельно, и с лета 2005 года он вновь простаивает.

Месяц назад, перед выборами в областную Думу, губернатор области Эдуард Россель на встрече с избирателями рассказал о новых перспективах – в Алапаевске все-таки будет построен металлургический завод. Причем завод-гигант: предполагается, что он даст работу трем с половиной тысячам горожан. Правда, как говорит заместитель главы Алапаевска по экономике Светлана Калинина, столько рабочих рук в городе не найти, да и на мощное электросталеплавильное производство пока не хватает электрической энергии, отчего строительство начнется не раньше 2008–2009 года.

А пока что город живет за счет дотаций из областного бюджета.

Алые маки – эмблема печали

В ожидании великой стройки алапаевцы решили заняться разведением голландских роз: в селе Арамаш осенью принялись возводить большое тепличное хозяйство со специальной системой подогрева. Технологию выращивания, как водится, позаимствовали у иностранцев, а рабочие руки – со стороны: своих не хватает даже на цветочное хозяйство. Для приезжих специально строят общежитие.

Алапаевские аграрии, между тем, цветоводы со стажем: правда, голландским розам предпочитают алые маки. Один из недавних отчетов алапаевского фонда «Город без наркотиков» напоминает милицейскую сводку: «В июле задержан гражданин П. по кличке «Лысый» с мешком маковой соломы и ингредиентами для приготовления наркотического раствора┘ В августе на территории фермы в селе Мугай проведена операция по уничтожению 640 кг дикорастущей конопли на участке 0,4 гектара┘ Второго сентября в 21.40 в поселке Ельничная у гражданина Ф., который употребляет наркотические средства, обнаружено и изъято около 30 кг маковой соломы┘»

Впрочем, не маком единым, как говорится, промышляют отдельные граждане. Недавно город попал в криминальные сводки, заставив улыбаться оперативников: воры увели девять лошадей, которым ветеринары только что поставили прививки от сибирской язвы. Украли, как предположили милиционеры, чтобы пустить под нож. В течение нескольких дней ветеринары рассказывали жителям района, что мясо зараженных животных есть нельзя и пугали людей сибирской язвой. Но коней так и не нашли.

Кстати, самое дерзкое ограбление на Урале было совершено также в Алапаевске: трое злоумышленников ворвались зимой в Сбербанк, отобрали у милиционера автомат Калашникова, избили прикладами кассира и контролера, открыли ключами сейфы и похитили три с лишним миллиона рублей.

Бунтовщики по рождению

На протяжении своей истории алапаевцы не раз бунтовали. Стремление к несогласию, к ослушанию, к бунту прослеживается на протяжении всей истории Алапаевска. В 1758–1763 годах на заводе шли крестьянские волнения – разбираться с бунтовщиками по повелению императрицы Елизаветы Петровны приезжал князь Вяземский. Потом – первый в России «женский бунт» в 1823 году, потом выступления мастеровых в 1840-х годах, да такие, что Уральское горное управление вынуждено было пойти навстречу их требованиям. Далее – лихие события первой русской революции, когда в Алапаевском горном округе рабочих выступлений и забастовок было едва ли не более, чем на остальных заводах Урала, вместе взятых.

Затем – убиение великих князей Романовых, обрекшее город на недобрую славу. Позднее – «молодежный бунт» 1988 года, когда, не дождавшись обещанного фейерверка в день города, молодежь стала закидывать камнями и переворачивать милицейские и пожарные машины.

Суровую школу выживания алапаевцы прошли в прошлое десятилетие. Тогда, в конце 1990-х, все как с ума посходили: работы нет, а тут появился спрос на ферромарганец – перерыли весь шлакоотвал, закапывались под дороги, под опоры мостов. Сперли даже памятник Чайковскому, правда, до приемного пункта дотащить не смогли, бросили в Кукуйской яме, отломив руку.

Станция Лямур

Тяга алапаевцев к искусству сыграла с ними злую шутку. Как-то раз под Алапаевск приехал екатеринбургский режиссер Владимир Попов – снимать кино «про жисть». Пожилых жительниц деревни Калач попросили изобразить очередь к врачу, а молодых – сесть в гинекологическое кресло. Не ведавшие подвоха женщины добросовестно исполнили предназначенные им роли. Каково же было их возмущение, когда по свердловскому телевидению показали фильм Попова про некую «станцию Лямур», взрослые жители которой погрязли в любовных утехах и заразили друг друга гонореей. В женщинах, сидевших на прием к венерологу, новоявленные артистки узнали себя. Фильм «про жисть» обернулся мировым позором, поскольку фильм показали на международном фестивале и он настолько поразил иностранную публику, что Попову даже присудили какую-то премию.

Жительницы Калача попытались привлечь режиссера к ответу. Однако Попов быстренько обозвал фильм документально-художественным и с легкостью парировал все уколы в свой адрес: мол, на какое «злодеяние» не пойдешь ради великого искусства. Женщины отступились. А некоторые чиновники алапаевской администрации откровенно встали на сторону режиссера: «Владимир Попов, – говорили они в интервью местным СМИ, – талантливый режиссер, его знают за границей. А бабы наши чего-то переживают. Если бы не Попов, разве знали бы в Сан-Франциско про жителей Калача? Да никогда!»

В общем, к Чайковскому и Романовым, которые вплели Алапаевск в мировую историю и культуру, добавился Попов, сочинивший про земляков голливудскую «стори». Вероятно, потому, что у застывшего во времени города не находится внутренних сил на рождение красивых светлых легенд, способных взрастить настоящего мастера.

Екатеринбург

Алапаевск всегда рад гостям. Храм удалось возродить, а на ремонт старой пристани денег не хватило.
До старинного флюгера охотники за металлом не добрались, видимо, слишком высоко. Чайковский – один из двух главных брендов города.<br>Фото Владимира Макарчука


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1675
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4166
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2296
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2595

Другие новости