0
1240
Газета Non-fiction Интернет-версия

03.04.2008 00:00:00

Бесстыдная свобода

Ольга Новикова

Об авторе: Ольга Новикова - писатель.

Тэги: писатель, воспитание, заповедь


Я, прозаик, состою из двух частей: человека живущего и человека пишущего.

Первому, человеку живущему, не позволяла бы ничего. Ничего сволочного.

Не убиваю.

Не краду.

Не лгу.

Набив на лбу три-четыре крупные шишки, научилась не сотворять кумиров.

Не желаю того, что принадлежит ближним. Стараюсь не желать.

Пытаюсь не обижаться и не обижать.

Как только слышу в организме писк зависти – сразу отправляюсь в угол и растолковываю сама себе, насколько глупа и непродуктивна эта эмоция.

В общем, воспитываю себя не только по заповедям, но и с целью вполне практической, производственной. Пишем-то личностью. То, что ты собой представляешь, хочешь не хочешь, а просачивается в текст. Но даже не это главное. Структура готовой вещи, конструкция ее повторяет твою личность. В живописи это наглядно: почти всегда в портретах, как в палимпсестах, проступают черты художника, их писавшего. В «Моне Лизе» есть Леонардо. То же и в прозе.

И вот когда ты сам себе не лжешь, когда не прячешь низкие помыслы и не прощаешь себе мерзковатые поступки, тогда┘

Тогда – полная свобода. Для человека пишущего. И только для него. Ему позволено все.

На бумаге можно убить отца, как это сделал Смердяков.

Можно прелюбодействовать, как Анна, Эмма, Маргарита.

Можно желать и жену, и мужа ближнего cвоего.

Можно, как сделал Шаламов, показать, что добро слабее зла, что нет ни малейшего света в конце инфернального туннеля.

Можно вместе с очень близким Вампилову героем не чтить отца своего, попирать супружеский долг и ни в грош не ставить дружбу.

Можно┘

Позволено ли? Не позволяют, конечно. Подруга не здоровается и безмолвно злится: за что вы так меня? Приятельница возмущается, узнав в романе черты общей знакомой: за что ты так ее? Любимый друг уходит: не хочу остаться в литературе в качестве прототипа.

Вы сердитесь, а я вас люблю. Но – не навязываюсь.

Я всем вам помогу, если смогу. Ведь мы не прошли друг мимо друга, незамеченные. Мы соединялись. Пусть даже всего в одном разговоре. Но не из тех, вероломно-сталинских, после которых за тобой приезжает «воронок», а из тех, которые двигают мысль, расширяют сознание. Из тех, после которых хочется сотрудничать, без зависти и предвзятости читать друг друга┘ И поспорить, защитить, когда услышишь о товарище пошлый навет.

Много ли в современной прозе живых, узнаваемых характеров? Родинка, поворот головы, любимое словцо, взятые писателем у реального человека – как проба на ДНК. Разве это воровство, насилие, ущерб? Нет, это перевоскрешение особи в новом качестве.

Простите, если вам стало обидно. Но ведь любое присутствие человека в литературном тексте – благо. Прорыв молчания и равнодушия. Выход из зоны той невидимой радиации, от которой мы все страдаем. И я тоже.

Каждый человек – потенциальный прототип. Прототип литературы. Это не значит, что люди беззащитны перед писательским произволом и беспределом. Есть у всех нас простой укорот на щелкоперов: быть в жизни таким, каким ты хочешь остаться в мнемосфере. Каким хочешь помниться. Незабытого человека можно, говоря по-современному, считать состоявшимся и успешным.

В общем, бесстыдная авторская свобода – и необходимое, и достаточное условие самого процесса письма.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1491
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3840
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2150
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2416

Другие новости