0
1307
Газета Non-fiction Интернет-версия

02.12.2010 00:00:00

Сверху или снизу

Тэги: шаров, история, прошлое, революция


шаров, история, прошлое, революция

Владимир Шаров. Искушение революцией.
– М.: ArsisBooks, 2009. – 240 с.

Хотя писатели почти единодушно открещиваются от занятий публицистикой, но порой к этому жанру снисходят и вносят в него присущую их стилю образность. Не стал исключением в этом смысле сборник «Искушение революцией» Владимира Шарова с подзаголовком «Русская верховная власть». Историк по образованию, Шаров в своих cеми романах пишет, если можно так выразиться, о протяженном прошлом, события в котором перетекают из одного времени в другое, затрагивая разные эпохи, и отголоски их достигают наших дней. Его называют самым мистическим современным писателем, но, кажется, критики путают мистику с религией, а посыл веры у Шарова действительно очень силен. И в публицистике тоже.

Неожиданную актуальность рассуждениям писателя о русской верховной власти добавило нынешнее лето с его пожарами. Пассаж Шарова о низовых (травяных) и верховых (лесных) пожарах кажется просто взятым из летних метеосводок, хотя готовилась книга, разумеется, задолго до этих природных бедствий. Фронт лесного пожара, пишет автор, часто раздуваемый ветром, движется с огромной скоростью, выжигая подчистую все, оставляя после себя лишь пепелище. На взгляд Шарова, лесные пожары – простая, но довольно точная метафора двух традиций русской революционности: народной и той, что идет непосредственно от верховной власти. Последняя и составляет главный предмет его внимания.

Сборник начинается с двух статей об Андрее Платонове, которого Шаров ставит превыше всех других – как по искренности и честности намерений, так и по художественному письму. Для него Платонов – самый важный писатель ХХ века. Но, подступая к нему, автор считает нужным сказать и о «Философии общего дела» знаменитого мыслителя Николая Федорова, в которой, по его мнению, наиболее полно и четко сформулирован комплекс представлений России о себе самой и возложенной на нее миссии. Миссия эта состояла в том, что ее святой народ может без помощи Христа спасти весь человеческий род и построить земной рай.

После краткого обзора русской истории (подробнее он останавливается на ключевых ее эпизодах в других главах) Шаров подводит читателя к заключению о причинах победы большевиков в Гражданской войне: они в том, что царская империя давно уже прогнила изнутри. Вывод, может быть, и не ошеломляющий, но новизну ему придает эсхатологический взгляд автора на наше прошлое, настоящее и будущее. Платонова Шаров считает то ли своего рода пророком нового понимания мира, то ли первым человеком этого мира. Платоновская проза, утверждает он, скорее сродни проповеди, причем той, с которой к людям обращаются в последние времена. Но, сколько бы Платонов, заключает наш автор, ни хотел верить, что в сталинской России все идет правильно, его конфликт с тираном был глубок и неизбежен. В этой стране он так и остался чужаком. «Я стал уродом, изувеченным и внешне, и внутренне», – цитирует Шаров трагические строки из «Записных книжек» любимого писателя.

Идея главного раздела сборника – «Верховые революции» – основана на постулате о восточной деспотии, ограниченной традициями, ритуалом, религией, народными представлениями об идеальном монархе. Но уже в XII веке великий князь Владимиро-Суздальской Руси Андрей Боголюбский создал политическую систему абсолютной власти, которая высшую свою санкцию видела исключительно в самой себе. Андрей Боголюбский выгнал из княжества старых отцовских бояр и окружил себя новыми людьми, никак не связанными с местными традициями и всецело от него зависевшими. Но и расправа с властителем была подобающей. Его кончина, пишет Владимир Шаров, одна из самых поразительных картин смерти абсолютной власти. Никто и не думал преследовать убийц князя. Грабежи и погромы продолжались несколько дней. Оставшемуся верным покойному князю слуге, когда он стал искать его тело, заговорщики пригрозили: «Вон лежит, выволочен в огород, если кто за него примется, тот наш враг, убьем и его».

И это при том, что многие иностранцы отмечали: на Руси власть монарха понималась как абсолютная, безграничная, целиком обращенная к высшей силе. Ею оправдывались все новые и новые перевороты. Революцией была, считает Шаров, попытка Ивана Грозного с помощью опричнины кардинально изменить характер связи между собой и служилым сословием. Конфликт между царем и боярством начался с отказа думцев присягнуть «пеленочнику», только что родившемуся его сыну Дмитрию. Правление Ивана IV, приводит Шаров суждение Карамзина, было одной из величайших катастроф в истории России.

Через полтора века после Грозного на полный слом государственного устройства пошел Петр I, еще через два века после него – Сталин. Неважно зная историю, пишет Шаров, Сталин понял суть империи утрированно, почти карикатурно, но главное ее оправдание в глазах народа – безграничное расширение территории – разглядел точно и сохранял, никого не жалея. Оба они, Петр и Сталин, отлично сознавали свою родственность с предшественниками и свою революционность трактовали как традиционную и законную.


Опричнина была революцией.
Николай Неврев. Опричники. Государственный музей изобразительных искусств Кыргызстана

Рассуждая в конце книги о том, что нас ждет, Владимир Шаров прибегает к несвойственному ему жанру – горькой иронии. О будущем мы ничего не знаем, в кратком настоящем мало хорошего, остается обустраивать прошлое. Почему же, задается вопросом автор, реальная история, хотя она и находится под жесточайшим контролем, запрещается лишь по временам, а не раз и навсегда? Например, тем же краеведам, почти подчистую пошедшим под нож в конце 20-х – начале 30-х, сейчас снова дали возможность поднять голову? Почему история еще не до конца заменена политикой? Ответ прост: историки тоже люди и, стоит чуть на них поднажать, с готовностью приходят на помощь, охотно редактируя наше прошлое, за которое было бы не стыдно показаться на людях.

Но более точный, хотя и метафорический ответ касательно будущего содержится в одной из наиболее интересных главок сборника – «Записи деда», своего рода собрании афоризмов. В романе Шарова «След в след» они и в самом деле принадлежат деду рассказчика. Один из этих афоризмов гласит: «Наше нынешнее общество равно тоталитарно и демократично. Правящий привилегированный класс открыт, стать его членом может любой, кто обладает не выдающимися, наоборот, вполне посредственными способностями и похож на нынешних его членов (отсюда – преемственность политики), а таких абсолютное большинство. Но и среди них, как в античных Афинах, торжествует высшая справедливость – лотерея: никому не известно, кто выплывет и почему».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1854
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4467
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2438
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2791

Другие новости