0
1500
Газета Non-fiction Интернет-версия

17.03.2011 00:00:00

Странники по Времени

Тэги: центральная азия, искусство


центральная азия, искусство

Фархад Хамраев. Дервиши. Очерки об уйгурских художниках Центральной Азии.
– М.: Художественная литература, 2011. – 64 с.

Современное изобразительное искусство Центральной Азии – тема более чем актуальная. Значительные политические и идеологические перемены, произошедшие здесь за последние 20 лет, оказались серьезным испытанием для художников.

Поиск – вот, пожалуй, самое верное определение, которое может охарактеризовать в целом художественные процессы, происходящие сегодня во всех сравнительно молодых странах региона: Узбекистане, Кыргызстане, Туркменистане, Казахстане, Таджикистане. В этих попытках найти свое место в искусстве, определить свое отношение к происходящему важную роль играет поиск национальной идентификации. В этой связи художники все более пристально и внимательно обращаются к истории, к богатому художественному наследию своих народов.

При всем богатстве и многообразии культурно-исторического наследия народов Центральной Азии особое место занимает наследие, связанное с уйгурским этносом. Исторически сложилось так, что потомки некогда двух Великих уйгурских каганатов в настоящее время живут разных странах Центральной Азии, сохраняя свой язык, свою культуру, свои обычаи. Хамраев предлагает нашему вниманию очерки об уйгурских художниках Центральной Азии с весьма символичным названием «Дервиши». Автор совершенно точно подметил существование уйгурской составляющей в многообразном котле изобразительного искусства современной Центральной Азии. По его словам, «как национальную особенность уйгурских художников можно отметить их практически совершенно равнодушие к классическому абстракционизму, крайнему экспрессионизму┘». И в этом нет ничего удивительного. В отличие от большинства современных народов Центральной Азии уйгуры в своей основе опираются на богатейшую изобразительную традицию, которая включает в себя буддийскую настенную живопись и манихейскую книжную миниатюру.

Под обложкой одной книги Хамраев собрал пятерых разных художников – Лекима Ибрагимова, Медата Кагарова, Талгата Миррахимова, Ахмета Ахата, Ашимджана Курбанова. Они живут в разных городах и разных странах; их творчество не похоже между собой, но объединяет их всех не только то, что они наши современники, но и то, что в своем творчестве они стараются черпать мотивы и образы из древней уйгурской изобразительной традиции и обогащать из современными тенденциями. Не случайно Хамраев назвал этих художников дервишами – странниками, проповедниками Добра, которые идут по дорогам Времени в поисках Истины. Автор хорошо знаком с людьми, о которых он пишет, и прекрасно понимает всю сложность своей задачи – через этнический срез показать целое направление в изобразительном искусстве Центральной Азии. Читатели смогут по достоинству оценить точный искусствоведческий анализ, предлагаемый автором, и сами произведения, репродукции которых содержатся в книге.

Таким образом, благодаря книге Хамраева нам открылась одна из интереснейших сторон современного изобразительного искусства Центральной Азии. Книга предназначена не только для искусствоведов, но и для всех тех, для кого органичная связь изобразительных традиций древности и современности не является пустым звуком.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
985
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2789
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1581
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1944

Другие новости