0
1289
Газета Non-fiction Интернет-версия

26.01.2012 00:00:00

О сексуальной жизни святых

Тэги: религия, вера, храм, церковь


религия, вера, храм, церковь

Ольга Бакушинская, Эдуард Шатов. Полеты божьей коровки.
– М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2012. – 320 c. – (Счастливый билет).

Журналистка и телеведущая Ольга Бакушинская недавно обратилась в католичество. Этот, в общем-то, совершенно интимный опыт она решила с помощью своего духовника, монаха ордена ассумпционистов о. Эдуарда (Шатова), живущего ныне в Канаде, предать самой что ни на есть широкой гласности. Но не спешите с оргвыводами, Ольга вовсе не раздевает прилюдно свою жизнь, нарушая все мыслимые законы того, что американцы называют privacy. Просто ей там оказалось настолько хорошо, что, призвав в собеседники о. Эдуарда, она закричала на весь мир: «Приходите сюда! Здесь так классно!»

Перед нами два собеседника, один из которых монах – он все или почти все знает (но, как и полагается мудрецу, уверен, что не знает ничего). Другой – восторженная дама-неофит, искренняя, чувствительная, эмоциональная и влюбленная в свой недавно найденный путь к храму. Ольга, как ребенок-непоседа, теребит спокойного и умного о. Эдуарда: «Влияет ли духовное чадо на духовника?», «Хорошие отношения мешают духовничеству?», «Как разобраться, где грех, а где нет?», «Все ли можно простить?», «Как здоровый прихожанин должен реагировать на больного?» и т.д., и т.д., и т.д. Вопросы и ответы, множась и цепляясь один за другой, постепенно складываются в картину, на которой – сеть дорог, ведущих к храму.

Нужна немалая отвага, чтобы выйти к читателю с признанием «Я неофит и ничего еще не понимаю!» и эту роль юной невежды доиграть до конца, до последней точки. Эта отвага потом отливается в ту искренность, без которой никакая книга о вере немыслима. Всякое нравоучение бессмысленно, если оно построено лишь на умозрительной любви к ближнему. Умозрительность в этом случае – синоним равнодушия. Поэтому вся книга построена на примерах, на вопросах о конкретных ситуациях, на собственном непонимании тех основ веры, за которые верующий может без раздумий умереть. Ольга Бакушинская отчаянно играет в пытливого юного исследователя человеческой природы, постигая уроки, которые на протяжении книги дает ей о. Эдуард. А уроки его необычайно увлекательны. Он готов говорить обо всем. Тем, кто может испугаться, увидев название главы, скажем, «Сексуальная жизнь святых» – ничего скабрезного здесь нет и быть не может. И фраза монаха-собеседника: «Сексуальное желание первых святых присутствует во всей полноте и даже переизбыточности» – означает только то, что в Средние века монахам можно было влюбляться. Только распоряжаться своей влюбленностью следовало уже исходя из статуса.

Наверное, книгу можно было бы построить как монолог – отец Эдуард для этого достаточно умен, образован и интересен. Его можно слушать долго-долго. Но так уж устроен современный человек – ему нужны диалоги, картинки и восклицательные знаки. И не нужны проповеди – по крайней мере в привычном виде. Как говорила кэрролловская Алиса, книжка без картинок или хотя бы без разговоров – книжка неинтересная. И не будем забывать, что главный адресат этой книги – человек, стоящий в раздумье на пороге церкви. Точнее – Церкви.

Может, местами автор слегка перегибает палку, то пытаясь составить мудрому и спокойному священнику контраст эпатажной подростковой лексикой – «жесткач», «курит в сторонке», «свезло!», «круто!», то увлекаясь подробностями собственного опыта воцерковления. Может показаться лишним обсуждение остроносых ботинок у мужчин и прочих превратностей моды, даже если эти разговоры ведутся в контексте ставшей актуальной благодаря нашим церковным иерархам темы православного дресс-кода. Но это вопрос исключительно редактуры, которая порой бывает слишком деликатной.

Главное же все-таки в том, что это попытка объяснить людям – доступным, очень умным, спокойным, образным языком – такую простую, но такую заболтанную мысль о том, что религия и вера не сидят в замкнутом пространстве церкви на привязи у священников. Вера приходит постепенно, без помощи крикливых призывов к нравственности и в обход шествий хоругвеносцев. Просто надо слушать, думать, учиться. И не бояться искренности.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1526
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3927
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2182
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2459

Другие новости