0
2237
Газета Non-fiction Интернет-версия

21.02.2013 00:00:00

Незабытые ленинградцы

Дмитрий Равинский

Об авторе: Дмитрий Константинович Равинский - старший научный сотрудник Российской национальной библиотеки, кандидат педагогических наук.

Тэги: белодубровский, эссе


белодубровский, эссе

Евгений Белодубровский. Сага о пальто: Эссе.
– Свиньин и сыновья, 2012. – 156 с.

Секрет этой удивительной книги – в ее жанре. Сам автор определил этот жанр как «пальчуганская автобиография». Белодубровский рассказывает о 13 пальто, которые он носил в разные периоды своей жизни, и заодно о своей жизни, о жизни многих других, о Ленинграде, о блокаде, о Публичной библиотеке, о забытых поэтах и многом-многом другом. Есть хороший, всегда работающий литературный прием – связать несколько новелл запоминающимся предметным атрибутом. Сразу вспоминаются «Тринадцать трубок» Эренбурга, «Чемодан» Довлатова и т.д. Но особенность этой книги как раз в том, что пальто здесь не просто атрибут, пальто последовательно проживаются, знаменуя разные этапы жизни автора. «Сага о пальто» – рассказ о жизни человека, родившегося в Ленинграде в апреле 1941 года и соответственно испытавшего блокаду, надсадные послевоенные годы, юность 50-х и т.д. Невозможно пересказать – нужно цитировать этот извилистый, пульсирующий рассказ.

Белодубровский обладает особого рода памятью – памятью на детали. Вот как он пишет об открытии персональной выставки Натана Альтмана 14 апреля 1969 года: «Это было гениально… Не помню ни ленточек, ни всяких там слов, ни даже большинства картин. Помню только его самого: в бежевом полосатом костюме, широких брюках, с огромной, во всю ширь, разлапой красной бабочкой в золотисто-желтую крапинку, голубую, с белым воротом рубашку, шикарные запонки, и в руках – тонкая трость (может быть, это был стек?)… Хорошо помню и прическу Натана Альтмана: пробор, шустрая, седая с прожилками густая шевелюра, со спадающими по обе стороны открытого лба махровыми, отливающими (да простится мне этот пафос!) серебром локонами».

И это важно: не рассказ «как я встречался с известными людьми», не рассуждения об исторических событиях, но другое: схваченный, запомненный кожей zeitgeist. Не удержусь вновь от цитирования. «А вот живых иностранцев я увидел чуть раньше. Первый раз – это целый в четыре-пять ровных рядов оркестр английских моряков, играющих свой гимн прямо на газоне «Сашкиного сада» по правую руку Петра Великого. У них были миниатюрные трубы и валторны с флажками, на голове – береты с помпонами, на ногах – белые с кисточками гамаши, зеленые рейтузы и крепкие башмаки. И на шее – серебряные свистки, чем-то похожие на наши заварные чайники… Офицер-дирижер отбивал такт огромной булавой. На нем была роскошная фуражка с кокардой и мундир, перетянутый широкой красной лентой с кучей орденов и всякого металла. То был 1956 год…» Жизнь города за несколько десятилетий воспринята и запечатлена особым, «кожным» зрением. Автору присуще качество, возможно, самое главное для мемуариста: ощущение таинственности мира. Каждый день жизни полон открытий. Это и забытое нынче удовольствие перебирать карточки огромного библиотечного каталога, предвкушая знакомство со всеми забытыми, но достойными знакомства писателями. Это и детская игра в прятки – но уж так наиграться, чтобы заснуть в укромном месте и чтобы тебя искали всей квартирой. А подростковое писательство, когда пишешь вирши на уроке, прикрывая рукавом от соседа, а потом дома старательно переписываешь набело и декламируешь перед зеркалом, представляя толпу у радиоприемников... Как интересно, как вкусно жить!


Город остался, а ленинградцы изменились.
Фото Евгения Никитина

Запоминаются, пробуются на вкус слова: «солдатское слово земеля», «мальчиковое – слово послевоенное, ленинградское», забытые ныне слова «чудачка», «жироприказ», «квартальный», «жиличка» и т.д.

«Сага о пальто» населена множеством людей. Немало и знаменитых, как «строгий, стройный петербуржец» Михаил Лозинский или тот же Натан Альтман, но большинство люди незнаменитые: светловолосая финская молочница Рая, книжник Коля Рукавицын, управдом Виктор Карлович Вайхт и оставшийся безымянным продавец в отделе старой книги Дома книги, «не просто продавец книг, а ленинградский интеллигент, что называется, «высшей пробы», который с совершенным (и я бы сказал, благодарным) неравнодушием откликался на каждую просьбу о книге или на каждый вопрос об авторе».

Важная особенность «Саги», крайне редкая для мемуаров, – почти все упомянутые в ней вспоминаются с уважением, очень часто переходящим в восхищение. Разумеется, это свойство характера мемуариста. Восхищение перед жизнью, упоение ее затейливым многообразием излучаются с каждой из 154 страниц. Но, пожалуй, есть здесь и нечто другое. Книга Белодубровского – дань памяти уходящему миру, миру Ленинграда 50-х – 70-х, миру «Сайгона» и Публички, танцев в «Бонче» и Книжной лавки писателей, кафе «Экспресс» и Библиотеки имени Блока. Обжитой, уютный город, населенный ленинградцами – разными, но в чем-то главном удивительно схожими между собой. Конечно же, «Сага о пальто» – это и дань памяти этой замечательной породе (в старом, хорошем смысле) людей. То, что произошло в последние два десятилетия, можно сравнить с описанным Тыняновым переходом после Декабрьского восстания, когда «время вдруг переломилось». «На очень холодной площади в декабре месяце тысяча восемьсот двадцать пятого года перестали существовать люди двадцатых годов с их прыгающей походкой». И дальше: «Они узнавали друг друга потом в толпе тридцатых годов, люди двадцатых, – у них был такой «масонский знак», взгляд такой и особенно усмешка, которой другие уже не понимали. Усмешка была почти детская. Кругом они слышали другие слова, они всеми силами бились над таким словом, как «камер-юнкер» или «аренда», и тоже их не понимали». Именно поэтому хотелось бы выделить особо одного из тех, кто упомянут в книге. Роман Исаакович Цветов – честнейший и порядочнейший, сохранивший себя в советские годы, оболганный и раздавленный в наступившие новые времена. Пусть «Сага о пальто» будет памятником и ему.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2210
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4967
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2729
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3142

Другие новости