0
3808
Газета Non-fiction Интернет-версия

14.11.2013 00:01:00

Главный «экстремист» ХХ века

Тэги: дали, сборник статей, бусев


дали, сборник статей, бусев

Дали вблизи и вдали/ Отв. ред. М.А. Бусев.

 – М.: Прогресс-Традиция, 2013. – 416 с.

Каламбурное название очень подходит художнику, славному своим «игровым поведением». На последней странице обложки сборника Дали взирает на нас с фотографии, приставив к одному глазу лупу, из-за чего глаза становятся разной величины. Но такую же игру в разную оптику предпринимают и авторы сборника. Они то приближаются к герою, то удаляются, меняют ракурсы, подхватывают и продолжают темы в духе излюбленного художником «анаморфоза», создавая картину поистине стереоскопическую. И, что важно, с открытым финалом. Последнее слово не сказано.

А вот финальные слова Светланы Батраковой в заглавной статье сборника («Сальвадор Дали: игры всерьез») поражают мрачным итогом. Это явно взгляд из нашего далека, когда расширившийся круг безответственных «игроков» на поле современного искусства вызывает раздражение и подозрение в шулерстве: их (картины Дали. – В.Ч.) «не захочется повесить в жилом доме, ими трудно любоваться, их еще труднее понять».

Дали
Данте, Дали… Дадаизм какой-то… 
Сальвадор Дали. Данте. 1951.
Иллюстрация из книги

Этой точке зрения аппонируют сразу две статьи, Натальи Малиновской и Нины Геташвили, где Дали рисуется человеком Возрождения и по своей универсальности, и по сути творчества, использующего возрожденческие и античные мотивы. Правда, попал он, как считает Наталья Малиновская, представленная в сборнике не только блестящей статьей, но и переводами поэтических и прозаических текстов Дали, не в свою эпоху, а в эпоху «краха надежд». И обстоятельства этой дурной эпохи ему помешали. Ей вторит Нина Геташвили. Да, он сам называл свое поведение «антинормальным». «Но сегодня… обозревая все политические и военные «шоу» прошлого столетия, какое именно из них мы назовем нормальным?»

С этой логикой хочется спорить. Обстоятельства эпохи еще никого не извиняли. И почему-то они не помешали ни другу юности Дали Федерико Гарсиа Лорке, ни Марку Шагалу, ни Кузьме Петрову-Водкину с безумным упорством в век насилий и убийств отстаивать идеалы любви. Александр Тышлер в начале 30-х годов коричневой краской замазал свою картину «Учись стрелять!», где милый юноша в парке стреляет по чучелам. Художник не хотел идти на поводу у «обстоятельств эпохи». Не желал «учиться стрелять». Оставался с теми, в кого стреляют, – с беззащитным голубем, быком на бойне, безоружными пленными. А ведь картины магичны. Их энергетика заразительна. И вот почему «свойское» (определение Геташвили) отношение Дали к античности меня не убедило. Его скульптурные Венеры, то с «ящиками», то с рыбьей головой, показались таким же глумлением, как дюшановские усы, пририсованные к леонардовской Моне Лизе.

Но что все же это за позиция такая, приводящая к «антиповедению»? На чем она основана? На эту тему сразу три статьи культурологического плана – Александра Якимовича о Дали-политике, Вячеслава Глазычева о Дали-дизайнере и Алексея Курбановского о связях творчества Дали с советским искусством 30-х годов. Энергичная и едкая статья Якимовича наглядно показывает, что Дали – вовсе не политик. И поэтому не стоит ловить его на противоречиях – то он с Гитлером, то друг Советского Союза, то горячий поклонник Франко. Причем все свои «политические» идеи художник доводит до абсурда. Дело в том, что он художник «экстремистского» плана. 

Вячеслав Глазычев подхватывает тему. Оказывается, Дали не только не политик, он и не дизайнер. Его замыслы гораздо амбициознее, недаром его имя прочитывается как «спаситель». По мнению Глазычева, он был неким гипердизайнером, в каждом произведении решавшим задачу «несомненно проектного содержания». Алексей Курбановский еще более проясняет истоки «антинормального» поведения Дали. Он указывает на эсхатологическую атмосферу, породившую сюрреализм в целом. В самом деле, к 30-м годам ХХ века, кажется, сбылись все мрачные пророчества о «закате Европы» (Шпенглер) и «европейской ночи» (Ходасевич). И это «выпадение» из реального пространства и реального исторического времени породило феномен Дали – художника «конца света».

Редактор сборника Михаил Бусев в своей статье заставил меня взглянуть на Дали-живописца с новым удивлением и интересом. Автор проанализировал творческий диалог Дали с художниками прошлого – Босхом, Вермером Делфтским и Милле. Особенно захватывающим получился разбор далианских вариаций на темы Милле. Вот где ощущается некая гипнотическая завороженность, эмоциональная одержимость образами «патриархального» французского художника. Но Дали, оказавшийся в ситуации краха и гибели прошлого, видно, и привлекала эта незамутненная «органическая» вера Милле в человека.

Целый ряд статей сборника прочерчивает связи современного отечественного искусства с творчеством Дали (например, Анны Флорковской, Евгения Алексеева). Видишь, как Дали «освобождал» российских художников от груза накопившихся запретов. Но даже и в статьях, где речь не идет о современности, положим, в статье Виктора Ванслова о Дали-декораторе балетов Мясина, – эта связь прослеживается. Понимаешь, что многие современные режиссеры, идущие «параллельно» замыслу автора, во многом продолжают свободную манеру Дали делать «свой» спектакль, не оглядываясь на автора, либретто, музыку и прочие мелочи. У Дали на этом пути иногда возникали шедевры. Или, к примеру, статья Елены Таракановой, сравнивающая автопортреты Дали и Де Кирико, когда оба мастера как бы уже видят себя в мраморе, приводит на ум некоторых современных художников «массовой культуры», на глазах «бронзовеющих» в собственных автопортретах.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1685
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4188
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2307
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2607

Другие новости