0
3306
Газета Non-fiction Интернет-версия

05.12.2013 00:01:00

Мифология всего

Тэги: иванов, китайские тени


иванов, китайские тени Схватить душу Петербурга. Фото Евгения Никитина

Георгий Иванов. Китайские тени: Мемуарная проза/ Сост., предисл., коммент. С.Р. Федякина.

– М.: АСТ, 2013. – 778 с.

Книга прозы Георгия Иванова – самое полное на сегодня собрание мемуарных сочинений этого писателя. Вышедшее в 1994 году трехтомное собрание сочинений, в 3-м томе которого впервые были опубликованы мемуары, содержит много неточностей, поскольку у издателей не было на руках многих архивных материалов (их было чрезвычайно трудно раздобыть) и никто не занимался их текстологической сверкой.

В выпущенную в этом году книгу мемуарной прозы Иванова вошли как ранее печатавшиеся произведения («Петербургские зимы», мемуарные циклы, рассказы, очерки, стихотворения, отзывы современников), так и впервые публикуемые материалы: 3-я и 4-я главы цикла «Невский проспект», очерки «Поэты», «Арзамас», «Петербургское», «Навашин (Из «Парижских портретов»)».

иванов

Георгий Иванов.

Китайские тени: Мемуарная проза/

Сост., предисл., коммент. С.Р. Федякина.

– М.: АСТ, 2013. – 778 с.

Во вступительной статье Сергей Федякин говорит о том, что «воспоминания Иванова задели за живое Игоря Северянина, рассердили Цветаеву, разгневали Ахматову» своей «неправдой» и «вольным обращением с фактами». Действительно, у автора встречаются не всегда лицеприятные подробности из жизни и быта известных поэтов. Например, Рюрик Ивнев с худым, бледным, птичьим лицом, которое «как-то подергивается», со стихами «путаными, захлебывающимися, развинченными», «жалко-беспомощными»; Лариса Рейснер, похожая на валькирию; Мандельштам – «самое смешливое существо на свете», «смешлив и обидчив»; бледная Ахматова с резко выделяющимися ключицами «прихлебывает черный кофе, курит тонкую папироску»; аккуратный и методичный Блок в компании пьяных поэтов и с проституткой на коленях; доверчивый Гумилев, улыбаясь докуривающий папиросу перед расстрелом; странный Нарбут, бреющийся в дорогой парикмахерской, чтобы послушать французскую речь, которой он не понимает; Уэллс по виду «лавочник средней руки»; портрет Северянина, прикрывающего рукой голую шею без галстука; футуристы-графоманы… Эти образы мелькают, как тени от китайского фонаря. Они перемежаются описанием улиц Петербурга, исторических событий. Книга напоминает большой роман из жизни Петербурга, для которого не важна хронология, а только типажи, нравы, анекдоты, петербургский особенный воздух. Не случайно воспоминания начинаются с фразы о том, что тонущий человек в последние минуты жизни испытывает блаженство, и Сергей Федякин отмечает, что этот образ Петербурга, больного и умирающего, тонущего, и есть главный персонаж прозы Георгия Иванова. Писателю удалось «схватить не только «персонажей», но самую душу Петербурга».

То, что читатели называли неправдой и отступлением от фактов, Федякин по праву называет мифом: «На современность Иванов научился глядеть так же, как на далекое прошлое. Когда историей становится день сегодняшний, то день вчерашний превращается в легенду, а позавчерашний обретает черты мифа. Он уже мог творить русскую мифологию из всего – из истории, из цитат, из воспоминаний. И личная жизнь, как и жизнь современников, становилась мифологией «столицы столиц», великой империи, «непреходящей России». Современники могли упрекать его в неточностях, сердиться на фактические вольности, даже приходить в ярость. Но миф не совпадает ни с биографией, ни с историей». Да и сам Георгий Иванов пишет о том, что «бывают сны, как воспоминания, и воспоминания, как сны». Остается несомненным только одно – «после разгрома белых армий Петербург умирал». Об этом свидетельствует и много раз описываемый образ Дома искусств, ставшего после революции последним островком уходящей культуры. Вот одна из зарисовок Иванова: в Доме искусств «длинная очередь вьется за супом. С жестяными мисками и ложками в руках стоят, как богаделки, писатели и профессора». Это уже совсем другая эпоха. Эти униженные интеллигенты – метафора культурного обнищания Северной столицы, которой восхищались иностранцы и в которой жили избранные люди. Петербург выродился не только духовно, но и физически: «Главный фасад – на Неву – восхитительного здания Адмиралтейства застроили безобразным театром Неметти и другими уродливыми доходными домами. <…> На Невском, как грибы, вырастали одно за другим «роскошные» здания – настоящие «монстры», вроде магазина Елисеева или дома Зингера». Примета нового, революционного времени – чекистские проверки, расстрелы. И, как в волшебной сказке, посреди всего этого большевистского ужаса – петербургский Дом литераторов, о котором «когда-нибудь будут написаны исследования, а может быть, и поэмы», потому что за тяжелой дверью этого дома «советское владычество как бы обрывалось. Замерзший и голодный «гражданин» вместе с порцией воблы и пшенной каши как бы получал и порцию душевной свободы, которая там, за стенами Дома литераторов, была конфискована и объявлена вне закона. На те часы, что он проводил в Доме – а многие приходили сюда с утра и сидели до закрытия, – он из советского анонима превращался в то, чем был до «Великого Октября»: в писателя, министра, адвоката, офицера, художника, купца, князя», и это было «важнее хлеба».

Книга прозы Иванова – интересное свидетельство, которое позволяет нам глубже понять настроения людей Серебряного века, атмосферу дореволюционного и послереволюционного Петербурга. Единственный недостаток книги, на наш взгляд, который затрудняет работу с ней, – это отсутствие указателя имен, упомянутых автором в огромном количестве. Но на то это и китайские тени, чтобы их неповторимая игра складывалась в неуловимую, подвижную мозаику полусна-полуяви воспоминаний последнего живого поэта Серебряного века и единственного великого поэта русской эмиграции.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2304
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5118
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2828
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3260

Другие новости