0
4730
Газета Non-fiction Интернет-версия

23.04.2015 00:01:00

Ночной смотр

Максим Д. Шраер

Об авторе: Максим Давидович Шраер – прозаик, поэт, литературовед и переводчик.

Тэги: проза, годовщина, набоков, сша, лолита, крым


15-7-1_t.jpg
Светает; ночной смотр закончен.
Пастухи выгоняют стада на высокогорные склоны.
Дирижируя сачком, композитор уходит по дороге, ведущей в отдаленные чертоги.
Фото Хорста Таппа

«Бессонница-беспутница одолевает», – скажет он жене на следующее утро, за завтраком. Корнфлекс и кофе со сливками. Шея и желваки атлета, нос с горбинкой и уже старческие, верблюжьи губы. Еще пару лет назад он мог сыграть партию-другую в лаун-теннис. «А нынче только комнатные игры. И пиджак в черно-белую клеточку», – как бы невзначай произнесет композитор, произнесет и напишет на карточке слово «Петрарка»…

Как только Верочка засыпает в соседней комнате, композитор начинает собираться в экспедицию. Насвистывая «В двенадцать часов по ночам…», он выкладывает на кровать все необходимое: темно-синюю куртку на молнии, длинные шорты из серого сукна, черные гольфы, сачок, мятую бежевую кепку. «У Митеньки бархатный бас. А у меня – надгробный бархат», – каламбурит композитор, проверяя, все ли на месте в коробочке-усыпальнице. Он погружает в карман стопку карточек, называемых по-французски Fiches Bristol, и свой любимый венецианский карандаш. «Встают с африканских степей, с горючих песков Палестины… Перевод прекраснее оригинала. Вот вам и Жуковский», – думает композитор, медленно опуская дверную ручку. «Недаром эти стихи так ценил Пушкин».

На цыпочках композитор выходит из гостиничного апартамента и уже в коридоре откашливается. Еще детстве он впервые услышал легенду о Пушкине, навещавшем жену в канун своего дня рождения – в пригородном имении Ланских. Об этом ему рассказал гувернер с фамилией убитого на дуэли русского кантианца. А много лет спустя, в конце 80-х, композитор прочитал об этом у писателя-врача, эмигранта третьей волны, в книге с дятлом на обложке. Прочитал и подумал, что легенды оживают раз в 100 лет. Не чаще.

Сначала композитор идет по берегу озера в сторону замка. Он проходит по набережной, где когда-то русские визитеры приударяли за миловидными швейцарскими горничными. На другой стороне озера в лиловой тьме мерцают снежные вершины. Путь композитора лежит сначала на юг, потом на восток – через перевал. А потом – на запад.

Он переносится через Атлантику и высаживается на Тресковом Мысе. Весной 42-го он прожил здесь несколько недель в полном одиночестве, сочиняя рассказ для «Нью-Йоркера». Рассказ был утерян, и композитор о нем никогда не вспоминал. В ту весну ему почему-то страстно захотелось вернуть к жизни своего любимца Василия Шишкова, которого в той новой, англоговорящей жизни он освободил из приарктического лагеря летом 41-го и отправил воевать под Волхов. А коттеджик, который композитор снимал на самом локте Трескового Мыса, потом приобрел и перестроил бритоголовый бостонский выдумщик с женой-американкой и музыкальными дочками.

Композитор появляется в городке с гомеровским названием, о котором весной 61-го он подробно рассказывал сестре на платформе итальянского вокзала, – рассказывал, перемежая фразы хохотом если не гомерическим, то раскатистым и иностранным. В этом университетском городке, затерянном среди дактилических озер и одинаково отдаленном от Нью-Йорка и от Бостона, они прожили почти 11 лет; здесь он проснулся знаменитым. В его бывшем университетском кабинете теперь сидит рыжий ленинградец, расшифровавший все до единого имена в реестре одноклассников его любимой, его самой несчастной героини. Композитор проходит по спящим улочкам городка. Он останавливается у забора санатория для душевнобольных, где по дорожкам бродит Амброс Адельварт, бывший дядька и мажордом в семье богатых американцев с Лонг-Айленда. «А, вот и ловец бабочек пожаловал», – говорит Адельварт и долго машет композитору мягкой пятерней. Композитор обходит свои любимые места. Сюда, в дом на Хайланд Роуд, весной 58-го к нему приезжала бывшая жена Ники, его двоюродного брата, чтобы записать интервью для «голоса». Незадолго до этого вышел роман о профессоре-эмигранте, а нимфеточка вот-вот должна была прославить композитора и освободить его от забот о хлебе насущном. В шутку ли он тогда упомянул, что советские издательства пока не обращались к нему по поводу издания книг?

Композитор божественных крестословиц стоит на нижней оконечности Манхэттена и смотрит на Эллис Айленд, куда уже давно не пристают корабли с беженцами. Здесь началась их новая жизнь в Новом Свете. Он поглядывает на причалы и статую Свободы и думает о тех европейских стоянках их европейского кочевья, которые ему больше не суждено посетить. Вот бы увидеть – хоть одним глазком – те места, где они с Верочкой любили, где познали счастье рождения сына. Говорят, что на улицах Шарлоттенбурга снова слышна русская речь. Но в Берлин композитор вернулся бы только в качестве расследователя и обличителя, а теперь уже поздно расследовать и обличать. В Париж? Нет, в Париже пусто и одиноко. Нет больше друзей – ни Фундика, ни Сабы, ни милейшего Марка Александровича. Да и она тоже давно умерла.

Уже под самое утро композитор оказывается на каннском пляже. Тогда, в сентябре 37-го, на этом пляже решалась его жизнь, его счастье. Он стоит у кромки воды, вслушиваясь в дальние перекаты речи и гул на автостраде. С трех минаретов муэдзины зазывают правоверных совершить предрассветный намаз. «Откуда здесь, в Каннах, взялись мечети?» – недоумевает композитор. Последнее время его тянет к теплому морю, особенно в Крым, в Ялту. Но как теперь туда добираться? Морем из Турции? В шаланде с тремя греками, о которых он прочитал в новой книге «Нового мира» году этак в 27-м или 28-м. Прочитал и в который раз подумал о возвращении. Ходят упорные слухи, что в конце 50-х композитор приезжал в СССР с паспортом пресвитерианского священника из Бостона, стоял перед родительским домом на Б. Морской, плакал на пепелище родных усадеб за Оредежью, а потом еще ездил на поезде в Крым. «В Ленинград? В Крым?» – усмехается композитор своим собственным мыслям. В эти места он заклялся не возвращаться.

Бостон, апрель 2015



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1479
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3808
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2138
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2402

Другие новости