0
3834
Газета Non-fiction Интернет-версия

08.10.2015 00:01:00

Странности русского подполья

Тэги: эткинд, революция, эрос, модерн


эткинд, революция, эрос, модерн

Сладострастный наклон Серебряного века...Эдгар Дега. Женщина в ванне. 1892. Картинная галерея Онтарио, Торонто

Наука должна быть веселой, уверен Александр Эткинд. А уж что веселее революции, и сказать трудно. Поэтому в поле зрения автора, как правило, попадает именно это: пред- и само революционное время. Время революции – и социальной, и литературной, философской, художественной. Исследование Александра Эткинда «Содом и Психея» вновь опубликовано через два десятилетия после первого издания. Казалось бы, ставшая библиографической редкостью книга,   однако она ничуть не утратила актуальности. А сделанные автором дополнения и новые фрагменты освещают излюбленные им темы новым светом. В «Содоме и Психее», равно как и в «Эросе невозможного» или в «Хлысте», внимание автора сфокусировано на модерне, который в истории культуры занимает особое место и имеет грандиозное значение. Его эпоха была эпохой разрыва с традицией, а сам он – «болезненным процессом возвращения к ней в новых формах». От слепого восхищения Серебряным веком исследователь в своих основных работах призывает перейти к его критическому осмыслению. Эткинду, психологу, культурологу, философу, всегда была интересна личность с ее восторгами и заблуждениями, с ее прорывами в вечность и тяжелыми духовными провалами. «Непросто смириться с мыслью, – пишет автор, – что одна и та же эпоха, одни и те же идеи, а часто одни и те же люди ответственны и за удивительные достижения, и за столь же неимоверные ошибки»... 

Территория книг Эткинда – Россия, место, где, по вере его героев, совершится «мистический брак Востока и Запада». В завораживающем ритме хлыстовской пляски проносятся перед нами сюжеты и лица. Воспитанный русской няней барон фон Захер-Мазох и его первая в литературе апология российского хлыстовства. Документально описанные ритуалы великосветских и простонародных хлыстов (или «христов», как они сами себя называли) и скопцов и мучительные самоистязательные переживания Андрея Белого. Неравная борьба с мужским демонизмом в самом себе Александра Блока, закончившаяся крахом его семейной жизни; попытки поэта создать собственный асексуально-мазохистский миф через отношения с женой и матерью и одновременно – через творчество. Его понимание революции как насильственного преображения мира, сотворенного людьми, которые, совершив ее, столь же «добровольно-насильственно» принялись преобразовывать собственную природу.

Восторг и приятие предреволюционной российской интеллигенцией сектантства, и в первую очередь хлыстовства и скопчества, представлялись ей символом братания с народом, с русским мужиком. А отречение от старого мира, очищение духа невозможно без оскопления – духовного как минимум, но желательно и физического. До сих пор не проясненная до конца таинственная роль, да и сама фигура «народного старца» Григория Распутина: потянувшаяся за Распутиным аристократия искала в нем именно этого духовного единения с народом, чтобы дружно плясали «в религиозном экстазе барин и мужичок». И не сделало ли бы Распутина оскопление вождем будущей революции? Вот вопрос, которым задавался не только  Блок. Убивший старца Феликс Юсупов называл его «первым комиссаром» большевизма. Разбор «распутинского дела» развернут в исследованиях Эткинда на фоне обширной и строго документированной истории российского хлыстовства и скопчества. Идею создания нового индивида с измененной человеческой природой, сознательно сконструированной государством, советская Россия подхватила вполне органично. В ногу с лидерами молодого государства шли и некоторые лидеры старых – например, фашистской Германии.

Дальнейший вывод напрашивается: человеческую психику тоже можно сформировать, вытесать, вылепить. С чем либеральные мыслители Запада категорически не согласны: человеческая природа, утверждают те, стабильна, задача же власти обратная – лишь приспособиться к ней.

К беседам на эту тему с излюбленными оппонентами исследователя – основоположниками психоанализа Лу Андреас Саломе, Сабиной Шпильрейн и др. – присоединяется диалог со Львом Выготским и анализ его ранней интеллектуальной биографии. Что нового появилось в последнем издании «Содома и Психеи»? Исследователь значительно расширяет главу о романах Всеволода Иванова. «Высокопоставленный литературный чиновник и благополучный советский писатель» пишет «в стол» непубликуемые вещи – романы «Кремль» и «У». В первом, полностью разрушающем сложившуюся традицию романического повествования, снова возникает идея разделения-взаимодействия сектантов (по всей видимости, все тех же хлыстов) и новой власти (пролетариев). Итак, опять «преемственность между новой русской политикой и старой русской мистикой».

Герои «У» наблюдают внешнее уничтожение привычной жизни в облике полуразрушенного храма Христа Спасителя и одержимы уже знакомой нам идеей внутреннего перерождения человека. На то у них и директивы имеются: чтобы быстро было сработано, в три дня. Абсолютно новым фрагментом книги Эткинда стала глава «Тайный код для заблудившегося пола: литературный дискурс о гомосексуальности от Розанова до Набокова». «Люди лунного света» – так первым их назвал Василий Розанов – исступленно веруют, творят, делают революции. Это не гомосексуальные, а скорее асексуальные люди. Они сублимируются в культуре, не растрачивая понапрасну энергию в сексуальных отношениях. И Розанову ненавистна бесполая аскеза.

Подхватывает «лунную» метафору и использует ее во многих своих текстах и Набоков, хотя интерпретирует ее по-другому. Он столкнулся с «инаковостью» в отрочестве, прочитав дневник родного брата Сергея, и долгие годы преодолевал свое неприятие. Примирение с братом произойдет лишь во время работы над «Даром», где гомосексуалист Яша выведен несчастным человеком с нежной детской душой. Брат Набокова Сергей погиб за свою «непохожесть» в немецком концлагере в конце Второй мировой войны. Блистательно написанные и завораживающе интересные исследования Александра Эткинда – неизменный подарок читателям. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1413
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3673
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2070
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2343

Другие новости