0
2060
Газета Non-fiction Интернет-версия

22.10.2015 00:01:00

Венок во славу экспрессионизма и его духовного вождя

Виктор Крутоус

Об авторе: Виктор Петрович Крутоус – доктор философских наук, профессор. 

Тэги: история, мейерхольд, германия, экспрессионизм, василий кандинский, ссср


история, мейерхольд, германия, экспрессионизм, василий кандинский, ссср Мейерхольд репетирует. Фото 1929 года

В далеком 1910 году произошло одно знаменательное событие в истории европейской и отечественной культуры: создание немецким знатоком новейшего искусства Хервартом Вальденом (настоящее имя – Георг Левин) журнала «Штурм» (1910–1932). Столетие этой даты было отмечено научной общественностью в Германии берлинским Симпозиумом 2010 года, в России — Международной научной конференцией (одноименной с книгой), состоявшейся в апреле 2011 года в Государственном институте искусствознания. На базе указанных научных форумов сложился интернациональный авторский коллектив, который при поддержке Немецкой службы академических обменов (ДААД) подготовил настоящую книгу как самостоятельный, концептуально целостный совместный труд.

«Штурм» – это прежде всего журнал, в котором печатались обзорные и теоретические статьи по новому искусству, где репродуцировались образцы художественных инноваций. В комплекс «Штурма» входили также выставочная галерея, издательство, художественная школа и ряд других ответвлений от единого «ствола».

Журнал «Штурм» был уникальным предприятием своего времени. Он создавался как средство объединения художников разных стран в поисках новых путей развития искусства. Эта главная установка была выдержана Хервартом Вальденом с удивительной последовательностью. Представители соперничающих авангардных течений были едины в основном устремлении – борьбе за новое искусство. «Штурм» дал этому широкому движению, включавшему в себя и итальянских футуристов, и французских кубистов, и многих других их коллег, организационную форму слияния их усилий.

В авторском коллективе книги объединились германисты, слависты, искусствоведы, филологи, культурологи, музыковеды, историки и теоретики архитектуры... Всего в сборнике приняли участие ученые Германии, Австрии, Швеции, Бельгии, Италии, Болгарии, Польши и, конечно, России.

книга
Херварт Вальден
и наследие немецкого
экспрессионизма/
Ред.-сост. В. Колязин.
– М.: Политическая
энциклопедия, 2014.
– 599 с.

Инициативную роль в подготовке издания взяли на себя сотрудники Института искусствознания. Пожалуй, наибольший объем работы выполнен автором идеи издания и редактором-составителем театроведом-германистом Владимиром Колязиным,  которому помогли исследователи различных ветвей экспрессионизма, почитатели Вальдена, прямая его наследница – чудом оставшаяся в живых дочь Зина Вальден.

В европейских странах, прежде всего в Германии, осознание масштаба и значения фигуры Вальдена уже свершилось – поэтапно, начиная с 1960-х. В России же до последнего времени Вальден был фактически неизвестен: эмигрировав в 1932 году из Германии в СССР, он закончил жизнь как жертва сталинских репрессий в 1941-м, и до середины 80-х его имя находилось под запретом. 

Из материалов сборника следует, что Вальден был человеком одной идеи, которой он посвятил всю жизнь: борьбе за новое в искусстве, в каких бы «экзотических» формах оно ни выступало. Вальден стал добрым гением всего комплекса новаторских исканий в искусстве начала – первой трети ХХ века. Авторы отмечают неуемную энергию Вальдена, его организаторские способности, готовность идти на оправданный риск. Некоторые употребляют термин «импресарио». 

Кроме статей, посвященных самому Вальдену, в книгу включен ряд публикаций, относящихся к персоналиям «Круга Вальдена». Это статья об Эльзе Ласкер-Шюлер, выдающейся немецкой поэтессе, первой жене Вальдена, которой он многим обязан; текст о подвижнической деятельности шведки Нелль Вальден, второй его жены, по сохранению наследия Вальдена; две работы о взаимоотношениях главы «Штурма» и Василия Кандинского.

Сборник носит не только историко-искусствоведческий, но и проблемно-теоретический характер. В плане теории важно выявить ту глубинную специфичность экспрессионизма, которая обеспечила ему длительное воздействие на развитие многих направлений авангардного искусства. А это непросто. 

Очевидно, плодотворное решение вопроса о специфике экспрессионизма может быть достигнуто лишь в органическом соединении мировоззренческого аспекта с аспектом художественно-стилевым, или эстетическим. Необходимо было схватить момент перехода, перерастания мировоззрения в стиль, и наоборот. 

Важный шаг в данном направлении делают и авторы статей, в которых анализируется вклад Кандинского в теорию и практику европейского экспрессионизма. Заслуга Кандинского в том, что он проницательно нащупал самый нерв экспрессионистского движения, назвав свою теоретическую работу «О духовном в искусстве» (1911). Речь шла об обосновании иного, ментально и художественно более высокого типа духовности, чем понимаемый традиционно. Такую новую ипостась духовности открывает и утверждает искусство экспрессионизма. 

В книге широко представлена тема «Немецкий экспрессионизм и Россия». «Вальденовский» сборник трудов отлично отредактирован и прекрасно издан. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1614
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
792
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
4047
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
3141

Другие новости