0
3893
Газета Non-fiction Интернет-версия

10.12.2015 00:01:00

Критик с апельсинами

Тэги: сергей чупринин, журнал знамя, мемуары, байки, фейсбук, интернет, блог, воспоминания, критика


сергей чупринин, журнал «знамя», мемуары, байки, фейсбук, интернет, блог, воспоминания, критика

Сергей Чупринин в думах о том, «что такое настоящая литература». Фото Натальи Логиновой/PhotoXPress.ru

Тот, кому главный редактор «Знамени», критик и портретист критиков, председатель жюри «Русской премии» и координатор премии «Поэт» Сергей Иванович Чупринин известен прежде всего как автор популярных словарей, охватывающих едва ли не все понятия и имена текущего литпроцесса, – может и новую его книгу раскрыть на обширном справочном разделе. Удивляясь, почему это понятия и имена в нем даны вперемешку и в обход алфавитного порядка. И почему словарь в этот раз приторочен к чему-то прямо противоположному – невыстроенному, прихотливому, начинающемуся невзначай и брошенному на полуслове.

«Вот жизнь моя. Фейсбучный роман» создавался на глазах читателей – френдов Сергея Чупринина, с увлечением осваивавшего новые возможности высказывания в соцсети и как-то раз сознавшемуся в удовольствии от многочисленных лайков, поставленных под его фоточкой в «знаменской» футболке. Впрочем, о серьезном влиянии блога на стиль критика говорить не приходится – кажется, Facebook позволил разве что отточить манеру, взятую на вооружение задолго до регистрации аккаунта. Сам Чупринин называет ее критикой «амбивалентной». Двуединство серьезной, ответственной мысли и иронии, направленной и на предмет размышления, и на саму мыслящую личность, – отличительная черта критика, рисующегося в глазах читателя одновременно авторитетным и свойским. Сетевая эра обогатила ироническую манеру Чупринина фейсбучной краткостью и поворотливостью, так что и последние по времени его статьи о коллегах-критиках, вошедшие в презентованную этой весной книгу «Критика – это критики. Версия 2.0», не стыдно заверстать в блог.

Фейсбучный тон литературных заметок – ключ не только к новой книге Чупринина, но и к новой литературной ситуации. «Фейсбучный роман» актуален именно потому, что и способ повествования в нем, и то, о чем рассказывается, очень точно выражает теперешнее самосознание литературы, принужденной не слишком-то настаивать на себе, если желает быть принятой в современное общество. В связи с подзаголовком «Фейсбучный роман» вспоминаются образцовые названия книг критиков: такие как «Комментарии» Аллы Латыниной, «Только текст» Марии Ремизовой. Сдвиг формата в случае Чупринина в том и состоит, что его «роман» – обо всем, «кроме текста». И комментирует он не прочитанное, а прожитое – личный опыт, скопленный в отрыве от профессионального чтения.

Фейсбучный тон – новый хороший тон литературы, сделавшей самоиронию орудием пиара. Момент истины в «романе» – история о том, как на волне интереса к России в 90-е Сергей Чупринин с Александром Агеевым написали книгу «Русские» по заказу эмигранта в Копенгагене. И обнаружили, что публику-то интересуют не «аналитические процедуры» соавторов, а житейские истории – про то, к примеру, как «одна из редакционных сотрудниц с коммерческой жилкой уломала нас закупить партию апельсинов… и торговать уже в розницу».

Вот почему в книге, где временами все-таки прорывается профессиональная гордость, в сентенциях вроде «что такое настоящая литература» и «главное – оценка текста» – литература повернута к читателю куда более близкой ему гранью. «Роман» Чупринина – о жизни сквозь литературу, а значит, об опыте столь же обыденном и одновременно уникальном, как и всякий другой. Потому и вопросы литературы в книге критика – это «на ком женятся» «писатели в возрасте и в силе» и «с полной ли победой» выйдет герой от наметившегося спонсора возглавляемого им журнала.

Тогда и нам пора снять кавычки с определения «роман» и признать, что книга Сергея Чупринина выражает новый способ не только критического разговора, но и художественного повествования. Роман, собираемый из осколочных свидетельств жизни, сцепленных в своенравное, извивчатое течение при помощи случайных и личных, не всегда проявленных в тексте ассоциаций, имитирующих на бумаге вольность и обрывочность звучащей речи, роман-присутствие, эпическое прошлое в котором перебивается картинками из прямого эфира, утягивающими нас то в сцены пиршества советской литературной номенклатуры в богатых шубах, то на пляж, где герой играет с Соснорой в «Эрудит» под разговоры о сонетной технике, то в гриль-бар, наполненный воодушевленными спорами бьющихся за первые плоды свободы редакторов, то в собрание литераторов, опаздывающих на «Красную стрелу» вместе с только что отвыступавшим Евтушенко, так что и поесть не успели, и сосиски, наваренные в дорогу сердобольной буфетчицей, «прожигая целлофановые кульки у нас в руках, падают на мокрый питерский снег».

книга
Сергей Чупринин.
Вот жизнь моя.
Фейсбучный роман.
– М.: РИПОЛ классик, 2015.
– 560 с. (Лидеры мнений.)

Роман Чупринина – зазеркалье его словарей, предельно личное описание литпроцесса, наконец проявляющее главную фигуру отсутствия справочных томов: «сухопарого», «в отца», мальчика, удивляющегося, как это его на шестом десятке разнесло «в нечто», «в точности соответствующее представлению о том, как должны выглядеть литературные начальники советского еще образца».

И самоирония этого раздавшегося и годами, и статусом мальчика к концу романа кажется уже не только ловким способом вовлечь читателя в разговор о том, что для автора составило главную задачу и доблесть жизни, но и возможностью защититься от боли за это главное, «рассыпающееся в пыль».

Эту боль причиняет время, сдвигающее представление о драгоценном и пыльном, меняющее волнение от первой публикации в культовом журнале: «успел при Твардовском!..» – на тревогу у парадного подъезда рухнувшего банка: «Сердце екнуло», – оставляющее в памяти лишь отблеск недоосознанного когда-то: «чем не счастье?».

Литературный разговор, позволяющий прочувствовать, как ироничный критик и властный редактор «волнуется, сам себе удивляясь», – наиболее свежее и располагающее к чтению направление современной критической мысли. А критик, синхронизирующий движение искусства и быстротекущей жизни, – перспективный культурный герой в отвыкающем от художественного слова обществе. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2362
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5206
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2892
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3345

Другие новости