0
3619
Газета Non-fiction Интернет-версия

28.01.2016 00:01:00

Лирика – это больно

Зоя Межирова

Об авторе: Зоя Александровна Межирова – поэт, эссеист, искусствовед, дочь поэта Александра Межирова

Тэги: евтушенко, поэзия, вознесенский, ахмадулина, бродский, сталин, воспоминания, евгений рейн, ахматова


фото
Евгений Евтушенко умеет
быть разным...
Коллаж Аркадия Богатырева.
Иллюстрация из книги

Энергия слова, плотность всей ткани прозы так велики, что можно с уверенностью сказать – писал книгу молодой человек. Это как голос: по его интонации узнаешь о состоянии, настроении говорящего – голос, его звук скорее, даже тон его нельзя подделать. Так же и с энергией, которую я ощутила. Поэтому в частых отсылах читателя к мысли о бренности и собственного бытия у автора есть – на сегодняшний день! – (через элегантные лекала различной направленности пластики) как бы некоторая доля лукавства: вот так он, как мне показалось, чуть смущенно оправдывает энергетику молодой своей литературной силы. 

Интересно, что когда Владимир Соловьев пишет о себе, ритм такой, будто он позвонил очень близкому знакомому и, как говорится, без утайки стал поспешно рассказывать обо всем, что накопилось, наболело – ритм энергетически поспешный, «фасеточный, как стрекозиное зрение» (переиначила слова самого автора о многожанровом характере книги). Он себя выплескивает на читателя естественным разговорным языком, возбужденный нахлынувшими эмоциями, мыслями, воспоминаниями, описаниями, быстро говоря, почти что тараторя («Что душу печалишь,/ Зачем тараторишь уныло...» у Александра Межирова в стихотворении «Органных стволов разнолесье...». Но у Соловьева – совсем не уныл этот поспешный ритм).

Однако когда он пишет о других, ритм сам собой несколько замедляется. Особенно же если появляется природа – тут ритм становится плавным. 

Энергетика же прозы в целом такова, что Время не «встает» со страниц, как обычно любят говорить, а – повторю это слово, выплескивается, летит брызгами, течет струями, пригоршнями-охапками обдает. Так что благодатна импульсивность человеческого характера, печать которого и в творчестве.

книга
Владимир Соловьев.
Не только Евтушенко.
– М.: Рипол Классик, 2015.
– 416 с.

И, конечно, я поняла, почему автору было мало своих литературно-критических статей и он почти полностью, за редким исключением, перешел на прозу. Потому он это сделал, что сам художник и потребность себя самого выразить велика. Обслуживать одаренность других ему было мало. А про неодаренных – не писал. Соловьеву необходим был другой выход в пространство и время. «Музыку чужих жизней хочу и я извлечь...» – цитирую авторские слова. А это уже мучительная надежда и мечта именно художника.

В книге сразу бросилось в глаза, а точнее, прильнуло к слуху естественное сосуществование жаргона и интеллигентной живой классичности (со всем тем, что в это понятие входит) – сочетание, достаточно трудное для этих двух разных стихий.

Постоянно вспоминается один упоительный мучающий образ из этой книги: бинокль, когда автор в него смотрит наоборот, на удаление, – делает фигурки на стадионе, что у окон квартиры, маленькими, «как на картинах Клода Лорена»... – добавляет Соловьев. И тут уже я теряю дар речи! Помнит ли, знает ли вообще кто-то сейчас, в эпоху попсы, Клода Лорена?.. Придет ли в голову кому-нибудь такое невероятное и одновременно изумительно точное сравнение?.. 

«Человек без тени, без эха...» – пишет Соловьев о себе в эмиграции. А слово, перелетающее через океан, проделывающее путь от нью-йоркских компьютерных, да и рукописных записок, заметок – до московского издательства?.. Так что эхо есть – не глухое, гулкое, продленное.

Я тоже считаю, как и автор (и, думаю, не одни мы так полагаем), что Евгений Евтушенко, являющийся главной фигурой книги,  замечательный именно лирик по своему природному складу, таким он был изначально создан. В его лирических стихах то веет, то круто накатывает волной напев естественной пластики, они не забываются. Это и необходимо для стихотворной удачи. Однажды прозаик Надежда Кожевникова со свойственной ей категоричностью сказала мне: «Я не люблю лирики». Я тогда отпрянула, услышав такое... Однако она тут же добавила: «Лирика – это всегда больно». Гениальное, до предела исчерпывающее короткое определение. И добавить тут нечего. Другое дело – за счет чего достигается прямое влияние выраженного, воздействующего. Мне не больно, когда я читаю «Наследники Сталина». А должен был бы возникнуть пронзительный укол. Потому что такая трагедия стоит за этой темой! Ведь первоначально и само слово «строка» означала – укол. Разумом, только разумом я понимаю, что тема грандиозна. Но чувства остаются холодны. К тому же я никогда не понимала евтушенковской прогремевшей строки «Поэт в России – больше, чем поэт!». Но ведь выше Поэта – ничего и никого и не может быть?!

Владимир Соловьев не ограничивается только своими наблюдениями и оценками. А они у него порой жестко-колючи. Иногда кажется, что он провоцирует читателя на  собственные раздумья и заключения. И все-таки, для полной справедливости, он помещает мнения и других авторов. Так, о Евгении Евтушенко в книге отведены страницы воспоминаниям Елены Клепиковой. «Отличный поэт и совершенно незаурядный человек, – пишет она, – подлинно гражданский … в традициях Некрасова». Видно, что Клепикова очарована и самой натурой того, о ком пишет, да просто силой его обаяния. Наверное, многому в своей всемирной славе Евтушенко и этим обязан. Каждое его выступление – шаманство на сцене, колдовство, в которое подключены, вовлечены жесты рук, повороты фигуры, чуть ли не легкие приседания, выражающие как бы подачу мяча-стиха в зал, перепады голоса, его шепот и громовые раскаты – «Голос мой в залах гремел, как набат...» (из стихотворения «Долгие крики»). Мощное воздействие на зал и теперь уничтожает даже память о чтении им по книге, с листа... Межпланетная энергетика, как я все это вместе называю. Отмеченная Клепиковой незаурядность выражается и в удивительном даре перевоплощения. Помню эпизод из общения с ним в прошлые молодые его московские годы: однажды Женя, как мы его все называли в семье, пришел к нам на Красноармейскую. В тот день в «Литературной газете» вышла подборка его стихов, которой он был горд, считая очень удачной. И вдруг мне захотелось сказать о ее некоторых, на мой взгляд, недостатках, что я и сделала. Мгновенно весь Евтушенко абсолютно изменился: если передо мной только что стоял ну, скажем, Лев, то Лев этот невероятным превращением в ту же секунду обратился в тихого мягкого мышонка – совсем как в сказке Перро. Конечно, сам он этого не заметил, но было именно так. Артистизм, загадочная способность к перевоплощению, несомненный талант. Межиров считал поэтический дар Евгения Евтушенко более природным, чем дар Бродского, печалясь, что Евтушенко часто изменял Лирической Поэзии, наполняя свои стихи декларациями.

Есть в книге интереснейший отсек с литературно-критическими статьями о том же Евтушенко, об Ахмадулиной и Вознесенском. И тут речь автора через любопытный прием разъединяется на два голоса: беседуют, споря, АЗ и БУКИ – резко выраженные Нападающий и Защитник. Читателю предлагается самостоятельно решить, чью сторону принять.

Книга разнообразна, многослойна, и высокое в ней переплетается с заземленно-бытовым, иногда даже с чем-то на уровне сплетни, плюс метафизика... И, как мне кажется, временами со слишком откровенным интимом. На мой взгляд и вкус, не всегда эти откровения оправданы. Слишком частное в них приоткрывается. Именно потому Межиров так никогда и не посетил боготворимую им Анну Ахматову, а та его неоднократно через близких знакомых приглашала... Бытовые особенности характера... Лучше их не знать... Межиров не хотел разочаровываться!..

Резко не согласна я с автором и в определении уровня таланта Евгения Рейна, чей образ возникает на страницах. Это изумительный поэт, большой силы, чью новую подборку ожидаешь как значительное событие.

О книге «Не только Евтушенко» можно написать подробные исследования, опять же наполненное разнообразными мнениями – столько в ней пластов.

А на подходе уже следующая книга Владимира Соловьева – «Высоцкий и другие». Вдохновенного прочтения и порывов согласия и опровержений – ее читателю! 

Сиэтл, штат Вашингтон, США


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1903
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4539
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2475
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2830

Другие новости