0
2949
Газета Non-fiction Интернет-версия

21.04.2016 00:01:00

Поговори о пустяках

Тэги: эмиграция, литературная критика, париж, набоков, маяковский, сталин, ссср, горький, бунин, гражданская война


эмиграция, литературная критика, париж, набоков, маяковский, сталин, ссср, горький, бунин, гражданская война Слова критика как знак времени. Кадр из телеальманаха «Поэты России. ХХ век»

Георгий Адамович написал очень много критики. В готовящемся к печати собрании его сочинений из 18 томов ей посвящено более 10. Уже в 1920-е Адамович выработал свой жанр и стиль, выделявшие его из других авторов. Его статьи неизменно вызывали интерес, и «Литературные беседы» во времена расцвета парижского «Звена» не случайно переместились на первую страницу еженедельника. То, что эмигрантское издание о культуре регулярно открывалось такими размышлениями, свидетельствует и о значении литературы для читателей, и об особом месте в ней самого Адамовича.

Его имя одно из важнейших в эмиграции. Не по величине таланта – хотя и здесь его не обойти, – но по значению и той роли, которую играл. Он не просто представитель литературной эмиграции, он – ее голос. И потому даже в разговоре о крупных поэтах и прозаиках того времени, будь то Бунин, Георгий Иванов, Ходасевич, Цветаева и др., сложно не упомянуть имя этого критика. Его слова как знак времени. И сказать «как писал о нем Адамович…» – значит придать вес даже малоизвестному автору.

Если бы произошло так, что от писателя второго-третьего ряда вроде Августа Явича до нас ничего не дошло, мнения Адамовича о нем было бы достаточно. Но, читая рассуждения о том же Явиче, ощущаешь в словах критика и что-то более значительное, нежели только мнение о ныне забытом прозаике.

«Поговори со мной о пустяках,/ О вечности поговори со мной…» – с такими строчками Георгия Иванова сравнил эту особенность критика Олег Коростелев, автор вступительной статьи и комментариев. Меткие наблюдения Адамовича рождаются в непринужденной «литературной беседе», иногда по самым незначительным, пустяковым поводам. Его взгляд как собирающая линза: сотни имен пройдут через нее – и в «фокусе» появится то чувство подлинности, которого, быть может, совсем и не было в прочитанных критиком произведениях. Даже говоря о малом, Адамович способен затронуть порой очень важные вещи; говоря о слабых стихах, он способен показать, какой литература все-таки может быть.

Начинал Адамович как поэт, и у «Бесед» его – душевный, свойственный лирике тон. Жанровая свобода – переход от эссе к мемуарам, от мемуаров к рецензии, дает пластичность рассказу, гибкость языку, создает интонацию интимного разговора с читателем. С Адамовичем, в отличие от многих других критиков, можно поговорить через его статьи.

книга
Георгий Адамович.
Собрание сочинений: В 18 т.
Т. 1: Стихи, проза, переводы/
Вступ. статья, сост.,
подгот. текста и прим.
О.А. Коростелева.
– М.: Дмитрий Сечин, 2015. – 640 с.
Георгий Адамович.
Собрание сочинений: В 18 т.
Т. 2: Литературные беседы
(«Звено»: 1923–1928)/
Вступ. статья, сост.,
подгот. текста и прим.
О.А. Коростелева.
– М.: Дмитрий Сечин, 2015. – 784 с.
Георгий Адамович.
Собрание сочинений.
«Последние новости». 1934–1935.
– СПб.: Алетейя, 2015. – 608 с.

Он не любит анализировать, поскольку анализ разрушает целостное восприятие, которым критик дорожит. Поэзия, говорил он, «по образу и подобию», в ней – лучшее, что может дать человек. И к произведению он подходил, проверяя только одно: истинное оно или неистинное. Конечно, «умение» автора чрезвычайно важно, но в иных случаях и безыскусность может быть оправдана.

Конец XIX и начало XX века верили в слияние жизни и творчества. Поэт был неотделим от творчества, оно пребывало в нем всегда, а не только в момент создания произведения. Для Адамовича тоже не было разделения на поэта и человека, но для него важнее человек. Литература так устроена, что отражает автора и в дурном, и в хорошем. Через литературу, таким образом, можно понять человека, а понять человека – значит понять историю и себя самого в ней.

Том из прежнего собрания сочинений, изданный в «Алетейе» словно бы вдогонку новому собранию, – это Адамович середины 1930-х. Его «Литературные заметки» во многом подобны прежним «Литературным беседам». Здесь та же непринужденность разговора и та же свобода суждений. И книгу сопровождают столь же объемные комментарии того же составителя. И только воспоминание, что прежний том «Литературных заметок» вышел восемь лет назад, заставляет высказать надежду, что новое издание будет ждать более счастливая судьба. 












Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1524
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3922
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2180
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2456

Другие новости