0
3501
Газета Non-fiction Интернет-версия

21.07.2016 00:01:00

Как музыка Листа

Зоя Межирова

Об авторе: Зоя Александровна Межирова – поэт, эссеист, искусствовед, дочь поэта Александра Межирова.

Тэги: балет, поэзия, межиров, сша, эмиграция, советский союз, ссср, михаил барышников, мессерер


рисунок
Не тело, а дух.
Валентин Серов.
Портрет балерины
Т.П. Карсавиной. 1909. ГТГ

Я занималась балетом с 6 до 16 лет. Была убеждена, что родилась великой балериной... Пришла в балетный кружок из фигурного катания, при просмотре это сразу распознали, видимо, была видна чуть жестковатая «ледовая» выучка, хоть изображать велели мне полет бабочки. Вот эта бабочка и летела многие годы, совершенно бессознательно, по какому-то верховному тайному замыслу, на огонь балета. Который действительно сжигал. Странно мне самой до сих пор, что больше всего я любила классический балетный класс, а не сцену. Но эта музыка в нашем полуподвале спортивного зала какой-то московской школы, где проходили два раза в неделю занятия, эти «станок» и «середина» и разрешенные в перерыве несколько долек апельсина вместо запрещенной воды, которая, как говорили педагоги, портит в часы занятий ноги, эти белые льняные хитоны с глубокими разрезами по бокам для батмана... Больше мне ничего и не надо было. А как дивно болело тело и ныли ноги, когда возвращалась домой.

В школу Большого театра я не попала. Но знала, что были балерины выдающиеся и не с идеальными данными. Хотела в 15 лет ехать в Тбилиси в экспериментальный класс Чабукиани, который он создал для подростков, вовремя не попавших в правильный поток. Приходила в Москве к нам в гости Вера Цигнадзе, постоянная партнерша Чабукиани, не забыть, как за столом она протянула однажды сахарницу – это был шедевр пластики!

Отец мой, захваченный моими мечтами-снами о профессиональном балете, написал тогда, обращаясь ко мне, стихотворение, которое начиналось строчками: «Первых сплетен осклизлые плети/ Над твоей нерешенной судьбой. Говорят, что по блату в балете/ Может сделать карьеру любой...» Конечно, он сам и все мы понимали, что это не так.

В общем, длилось настоящее сумасшествие, которое упорно не проходило. Но в безумии моем меня почему-то никто не останавливал. Я не могла смотреть балет по ТВ, начинала рыдать. Почти каждый вечер подушка моя была мокрая от слез и без телевизора.

Межиров, видя все это, повел меня домой, на просмотр к Суламифи Мессерер, было мне тогда лет 14–15.

Суламифь меня посмотрела, «поломала», как говорят в балете, и сказала: да, была в ее жизни одна подобная ситуация с девочкой, ее родственницей. Суламифь взяла ее к себе домой на пару лет и беспрестанно все в ней переделывала, что было не так поставлено, даже когда не было занятий, постоянно ее одергивала – не так стоишь! держи спину! Занималась с ней каждый день по нескольку часов и подготовила в Большой театр, куда ее взяли! Суламифь указала мне на фотографию, висевшую на стене, на ней была эта 18-летняя балерина в пышной полупрозрачной юбке, на пуантах. В конце Суламифь вдруг посетовала:  не надо было мне, наверное, всего этого рассказывать тебе, но уже рассказала...

К вечеру, по возвращении домой, у меня поднялась невероятно высокая температура, хотя никаких симптомов болезни не было...

Суламифь посоветовала известную тогда балетную школу Холфина на окраине Москвы, куда я стала ездить; помню черные обтягивающие спортивные купальники на девочках у станков в балетном классе и мои старания. Но все-таки это была не школа Большого театра.

Позднее со мной занималась индивидуально у нас дома, в кабинете моего отца дочь Махмуда Эсамбаева – Стелла. И тут я поняла, что не выдержу... Очень было трудно. Потому что начались настоящие, жестокие занятия.  У меня были на белых капроновых бантиках в волосах ворсистые красно-малиновые кружочки-горошинки, и она сказала мне как-то, указывая на них: после каждого нашего урока твое лицо должно быть такого цвета, иначе все бессмысленно.

На этих уроках с ней меня Господь образумил и просветлил. Я остановилась в своей страсти. А в 19 лет начала писать стихи.

Много лет назад Межиров прислал мне из Нью-Йорка в Вирджинию, где я жила, видеокассету с маленькой наклейкой сбоку: «Зое – Барышников, Чабукиани». На кассете – фрагменты из балетов. Там все «за пределами воли, где не тело, а дух».

Приезжая к родителям в Нью-Йорк, я мечтала устроиться на работу в нью-йоркскую балетную школу Барышникова, да хоть просто полы мыть. И наблюдать, наблюдать... особую, балетную, ни с чем не сравнимую походку, эти натруженные спины и руки, и всю эту невыносимую, упоительную и навсегда до слез обвораживающую пластику тех, кто проходит балетным коридором.

Кстати, у меня есть не так давно написанное стихотворение о балете, посвященное Барышникову:

...


Резкий голос, под вальсы

Отдающий приказ.

Этот зал назывался

По-балетному – класс.


В перерывах недолгих

Помогала слегка

Апельсинная долька,

И воды – ни глотка.


Шаг особой походки

Прочим – не передать.

Повелительнее плетки

Вечный окрик «Держать!», 


Застывают батманы –

Взмах натруженных ног.

Здесь не нужны румяна.

Середина. Станок.


За окном отключенно

Кто-то долго стоял.

Отжимали хитоны.

Сторож свет выключал.


И походкою той же

Через мир городской

Вечерами всех позже

Возвращались домой.


Ныло тело ночами,

Привыкало с трудом.

Было трудно вначале,

И не легче потом.


Помню узкие лица,

В звуках тонущий свет,

Воздух тех репетиций,

Тот жестокий паркет.


За пределами воли,

Где не тело, а дух,

Нет страданья и боли,

Лишь движенье и звук.


Там улыбкою славы

Окупались вполне

Пол сухой и шершавый,

Зеркала по стене.

...


А у Межирова, на почве моего сумасшествия, возникли в те годы «Балетная студия» и «Из истории балета» («Гельцер танцует последний сезон...»), они очень точно, изнутри выражают мир балета, его роковую и неземную стороны:

В классах свет беспощаден и резок,

Вижу выступы полуколонн.

Еле слышимым звоном подвесок

Трудный воздух насквозь просквожен.

Свет бесстрастный, 

как музыка Листа,

Роковой, нарастающий гул,

Балерин отрешенные лица

С тусклым блеском 

обтянутых скул.

Вдова поэта Владимира Луговского Майя Луговская, женщина редкой одаренности и удивительных творческих фантазий, считала балет спортом затонувшей древней Атлантиды. Кто знает, может быть, так оно и было...

Необычайный и во многом загадочный вид искусства... 

«Балерин отрешенные лица»...  

Нью-Йорк


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1973
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4635
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2520
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2899

Другие новости